ЖИЛИ’ЩЕ РУ’ССКОЕ, строилось из дерев.
срубов с выступающими концами бревен. В Пенз. обл. бытуют почти все типы Ж. р.,
но преобладают южнорус. и среднерус. комплексы. Для первых характерен срубный
дом, иногда обмаз. снаружи глиной, без подклета, с глинобитным полом, поставл.
параллельно улице под четырехскатной крышей из теса; для второго характерен
срубный дом на среднем или низком подклете, с двускатной крышей и фундаментом
под углами дома и под серединой бревен (стулья). Ж. р. состояло из жилой избы и
неотапливаемых сеней и клети или второй избы. Сени пристраивались с двух сторон
дома, и одни были передними, другие задними. В них делались чуланы и
каморки, иногда светлые, иногда темные. Вплоть до 19 в. широко были
распространены курные избы, т. е. без трубы на печи (дым выходил в
маленькое волоковое окно). Зимой в курной избе жили и домашние животные.
Снаружи украшали наличники окон и ставни, причелины, подзоры и карнизы.
Интерьер дома составляли «русская» печь, располож. устьем к входной двери и
занимавшая четвертую часть избы, передний угол – по диагонали от печи, где
стоял стол, висели иконы с лампадкой, вышитые полотенца, картинки. По стенам,
примыкающим к переднему углу избы, шли плотно прикрепл. к ним лавки.
Параллельно лавкам, выше окон, делались полки. К печи примыкал дощатый настил
для спанья – пол, над ним располагались полати. Для хранения вещей
употреблялись сундуки. В домашнем устройстве у русских был распространен обычай
укрывать и покрывать. Даже в бедной избе пол покрывали рогожами и войлоками. На
улицу прорубались одно или два окна, одно окно было в задней стене дома. Внутри
изба освещалась свечами или лучинами. Место у печи предназначалось для
стряпни, у входной двери на конике (неподвижной лавке) мужчины
располагались со своей работой, у окон, близ стола, на зиму ставили ткацкий
стан. В нач. 20 в. стали разделять внутр. помещение избы на комнаты с помощью
занавесок и досок. Стали отделяться кухня, зал, появилась передвижная мебель.
Лит.: Народы России.
Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М., 1987.
Г. Н. Белорыбкин.