КУ’ЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУ’РА, на терр. Пенз. обл.
представлена в осн. зданиями, относящимися к правосл. вероисповеданию (церкви,
часовни, монастыри), а также небольшим числом культовых сооружений мусульм.
архитектуры (мечети). Располагавшиеся в П. богослужебные постройки др.
конфессий либо утрачены (лютеранская кирха), либо изменили свой облик до
неузнаваемости (польский костел, синагога). Наиб. ранними из сохранившихся
культовых зданий являются церкви, построенные в традициях 17 в., основу
композиции к-рых составляют храм типа «восьмерик на четверике» и небольшая
шатровая колокольня (Ниж. Аблязово, 1724; Радищево, 1730–36, см. Музей
А. Н. Радищева; Анненково, 1743, Кузн. р-н). Такой же вид имеют б. поздние
церкви – в Чардыме (1761) и Луначарском (1765) Лопатин. р-на, Рус.
Пенделке (1768) Кузн. р-на. Из них лишь в Анненкове и Чардыме, а также
Долгорукове (1766) Серд. р-на можно заметить в оформлении наличников отд.
элементы, характерные для стиля барокко. В церкви с. Ахматовка (1760) Никольск.
р-на уже не только декор, но и объемная структура получила барочное развитие:
увеличилась крутизна купола, покрывающего восьмерик храма, и на нем появились
характерные для барокко оконные проемы-люкарны; изменилась форма апсиды.
Трансформация данного типа церквей шла по пути не только проникновения в декор
зап.-европейских ордерных элементов и изменения формы кровли, но и путем утраты
колокольней шатра и превращения ее в столпообразную (Камзолка, 1797, Серд.
р-н). Др. типом барочного храма становится двухсветный четверик под крутой
четырехгранной крышей (Калинино, 1768, Пенз. р-н; Соколка, 1792, Серд. р-н). В
интерьере стиль барокко отразился прежде всего в оформлении иконостасов, среди
к-рых поистине выдающимся произв. монументально-декоративного иск-ва 2-й четв.
18 в. является 5-ярусный иконостас нижнеаблязовской церкви, обильно украшенный
высокохудож. позолоченной резьбой и объемной скульптурой. Др. пример решения
интерьера церкви в стиле барокко – покрытие его стен и сводов богатым
лепным орнаментом, основу к-рого составляют рокайливые мотивы, можно увидеть
только в церкви с. Калинино Пенз. р-на.
В
переходный период от барокко к классицизму продолжают строиться церкви типа
«восьмерик на четверике», в к-рых начинают использовать классицистич.
элементы – фронтоны, портики. К ним относятся церкви в Симбухове (1780) и
Суворове (1793) Лунин. р-на, дерев. церковь в Комаровке (1776) Кузн. р-на.
Иногда сочетание разностильных элементов позволяет достигнуть удивительной
гармонии, что имеет место у лучших памятников этой поры – собора и
колокольни Наровчатского Троицкого Сканова монастыря. Классицизм оставил
достаточно много церквей (часть из к-рых была впоследствии перестроена) для
того, чтобы проследить осн. направления в культовом стр-ве данного периода.
Самую большую группу здесь занимают одноглавые церкви с традиц.
продольно-осевой композицией. Четверик храма у них увенчан купольной ротондой,
а по бокам имеет четырехколонные портики (Троицкое, 1852, Башмаков. р-н;
Васильевка, 1825, Вадин. р-н; Поселки, 1826, и Тарлаково, 1823, Кузн. р-н;
Б. Вьяс, 1830, Лунин. р-н; Казеевка, 1835, Наровч. р-н; Базарная Кеньша,
1819, и Междуречье, 1822, Никольск. р-н; Лебедевка, 1812, Пенз. р-н). К этому
же типу относится и церковь в Липягах (1834) Беднодемьян. р-на с двумя
колокольнями. Известны еще две подобные ей церкви, но утратившие ротонду и
трапезную, – в Обвале (1832) Тамал. р-на и Высоком (1827–40) Башмаков.
р-на, построенные по одному типовому проекту. В них портик отмечает не боковые,
а гл. зап. фасад. Имеется неск. модификаций храмов с купольными ротондами: с
боковыми приделами (Ершово, 1811, и Лермонтово, 1826–40, Белинск. р-н;
Камышлейка, 1813, Неверк. р-н), крестообразный в плане (Н. Кутля, 1809, Лунин.
р-н), четырехстолпный (Байка, 1831, Серд. р-н).
Успенский кафедральный собор в Пензе. 1905.
Отдельную, немногочисл.
группу составляют церкви, в к-рых ротондой является не только завершение, но и
весь объем собственно храма. Прежде всего это замечат. памятник периода
строгого классицизма – церковь-ротонда в с. Зубрилове Тамал. р-на
(см. Зубриловская усадьба), родовая усыпальница кн. Голицыных, построенная в
1796 предположительно Дж. Кваренги. В ней место колокольни занимает
шестиколонный портик, а ротонду венчает изящный бельведер. В отличие от нее др.
церковь-ротонда – в с. Куракине (1792) Серд. р-на – решена по традиц.
продольно-осевой схеме. Оригин. церковь, повторяющая моск. церковь Косьмы и
Дамиана М. Ф. Казакова, в к-рой цилиндрич. ротондальный объем храма окружен
тремя ротондами меньшего размера, была построена в с. Ртищеве (1823) Вадин.
р-на. С сер. 19 в. в культовом стр-ве наблюдается отход от классицизма, хотя
его влияние порой еще сильно заметно в церквях б. позднего времени (Засечное,
1863–69, Мокш. р-н; Б. Валяевка, 1871, Пенз. р-н). Наступает период эклектики,
в к-рой можно выделить неск. направлений. Романтич. искания стилизаторского
направления, нашедшие самое широкое воплощение в гражд. архитектуре (см.
Усадьбы дворянские, Дом жилой), почти не коснулись пенз. церквей: наиб.
заметный след оставила лишь псевдоготика в культовых зданиях в Кучках (1865)
Пенз. р-на и Владыкине (1882) Камен. р-на. Зато офиц. «русско-византийский»
стиль, растиражиров. серией »образцовых» проектов, разработ. К. А. Тоном
для провинции, оказал существенное влияние на формирование градостроит.
облика как городов (Кузнецк, 1842–56; Беднодемьяновск, 1859), так и сел (Маис,
1881, Никольск. р-н; Щепотьево, 1852, Белинск. р-н) края стр-вом в них
монумент. пятикупольных храмов. Поиски стиля, наиб. отвечающего нац. духу,
привели к появлению большого числа церквей, решенных в т. наз. русском стиле,
выразившемся в заимствовании форм и декора из древнерус. зодчества 17 в. Именно
в таком стиле и выполнено большинство сохранившихся в Пенз. области храмов (см.
Псевдорусский стиль). В кон. 19 в. вновь начинают строиться церкви в
«русско-византийском» стиле, на этот раз в переработанном варианте, в к-ром на
передний план выступает собственно «византийское» начало с мотивом в виде пояса
аркад, охватывающего широкий барабан однокупольного храма (Богоявленская
церковь, 1893–98, и храм-памятник во имя Александра Невского, 1883–88, в
Мокшане; часовня в с. Коржевка Никольск. р-на). На рубеже 19 и 20 вв.
появляется новая модификация «национального стиля» – неорус. стиль, в
к-ром украшат. тенденции «русского» стиля уступили место монументальности и
самобытности форм, характерных для культовых построек Др. Руси. Единств.
примером такого стиля в Пенз. обл. является часовня из гранита в с. Аргамакове –
творение, несомненно, незаурядного зодчего. Памятники дерев. культовой
архитектуры области имеют в осн. традиц. продольно-осевую композицию и форму
храма типа «восьмерик на четверике» (подробнее см. Деревянная архитектура).
Мусульм. архитектура представлена гл. обр. дерев. зданиями, построенными по
типовой схеме: небольшой прямоугольный объем под высокой крышей с расположенным
по центру ее минаретом (Верх., Ниж. и Ср. Елюзань Городищ. р-на; Бестянка, Б. и
М. Труев Кузн. р-на; Усть-Инза Никольск. р-на и Тат. Сыромяс Сосновобор. р-на).
Из камен. мечетей (Бигеево Неверк. р-на, Индерка Сосновобор. р-на и П.)
наибольший интерес представляет соборная мечеть в П., перестроенная из
двухэтажного камен. жилого дома в 1893–94 по проекту арх. В. П. Семечкина.
Прерванная за годы сов. власти преемственность в культовом стр-ве начала
восстанавливаться лишь в 1990-х гг.: в 1994 были освящены дерев. Никольская
церковь в Ахунах, пригороде П., и Благовещенский храм в П., функционирующий как
крестильня Успенского кафедр. собора. Первая из них построена в «русском», а
вторая в «русско-византийском» стиле. В 1995 в Лесном Вьясе Лунин. р-на
возведена (освящена 8 нояб. 1996) семиглавая церковь во имя великомученика
Димитрия Солунского, являющаяся гл. компонентом задуманной композиции,
включающей в себя, помимо церкви отдельно стоящую колокольню и церк.-приходскую
школу. В ней заметно ощутимы ренессансные и барочные мотивы и впервые в рус.
храмостроении использован прием перехода в четверик несущих столбов,
развернутых к тому же по диагонали к плановой сетке храма. Автор всех этих
церквей – арх. Д. А. Борунов.
Никольская церковь в Ахунах. 1995. Арх.
Д.А. Борунов.
Лит.: Пензенская епархия;
Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. С. 602, 631;
Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912; Черников Е. А. Вопросы
реставрации музея-усадьбы А. Н. Радищева в Пензенской области //Вопросы охраны,
реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. М., 1979. № 78;
Мельникова Т. М. Историческая справка по второму комплексу музея «Тарханы»
//Тарх. вестник. 1993. Вып. 1.
А. И. Дворжанский.