«КУЛЬТУ’РНЫЕ ГНЁЗДА» (термин проф. Н. К.
Пиксанова), очаги культуры в нек-рых поместных усадьбах дворянской
интеллигенции, монастырях, учеб. заведениях, в уездных городах,
а позже – в учреждениях земства. Культурная деятельность выступала
гл. обр. в сфере духовных и интеллектуальных интересов, лит. творчества,
увлечения иск-вом. Меценаты поощряли творч. деятельность, занятия живописью,
создание оркестров, хоров, домашних театров. Среди др. «К. г.» Пенз. края в
18–19 вв. можно выделить архит. ансамбль кн. Голицыных Зубриловская усадьба,
где бывали поэты Г. Р. Державин и И. А. Крылов; поместье кн. А. Б.
Куракина (см. Куракины) Надеждинская усадьба с ее картинной галереей и домашним
театром; с. Рузаевка, где успешно действовала домашняя типография помещика Н.
Е. Струйского (см. Струйские); Саровский монастырь недалеко от с. Темникова,
где переписывалась книга А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»;
мокш. усадьба Загоскиных – близких друзей основателя пенз. театра
И. М. Долгорукого; Иннокентиевское Просветительское братство в П.,
открывавшее воскресные и церк. школы, устраивавшее нар. чтения и беседы на
моральные темы; Николо-Пестровский з-д Бахметевых, где не только изготавливали
посуду, но и творили замечательные художники по стеклу и др.
К. Д. Вишневский.