заглавная
разделы
о проекте
контакты
поиск

поиск по ключевым словам

навигация по категориям

навигация по первой букве
вернуться

МЕЙЕРХО’ЛЬД Всеволод (Карл) Эмильевич (28.1.1874, П. – 2/3.2.1940, М.), реж. и актер, нар. арт. Респ. (1923). Из купеч. семьи Мейергольдов. При крещении по лютеранскому обычаю получил три имени – Карл Теодор Казимир. Увлечение родителей театром, музыкой, ранние впечатления от балаганов, нар. представлений, участие в дет. домашних спектаклях сыграли важную роль в формировании худож. вкусов будущего режиссера. Интерес к театру окреп в годы учебы М. во 2-й муж. гимназии, полный курс к-рой он закончил в 1895. Здесь М. был непременным участником любительских спектаклей, с успехом сыграв Кутейкина в «Недоросле» Д. И. Фонвизина в 1892. В пенз. драм. кружке под рук-вом Д. С. Волкова М. выступал под псевдонимом Ухтомский, т. к. гимназистам запрещалось даже присутствовать на вечерних спектаклях. В спектакле «Горе от ума» (1892) он не только исполнил роль Репетилова, но и являлся пом. режиссера. Сложные отношения с семьей приводят к тому, что после окончания гимназии Карл принимает 13 июля православие и в честь писателя Гаршина выбирает имя Всеволод. Тогда же при отказе от герм. гражданства в рус. паспорт вписывается измененная фамилия Мейерхольд. Отъезд на учебу в Моск. ун-т не прерывает связей с П. 17 апр. 1896 М. венчается с О. М. Мунт в Пенз. кафедр. соборе. Любимец пенз. публики, как именовали его газеты, выступал на сцене Нар. театра во время летних каникул 1896–98. К этому периоду относится сближение М. со ссыльными социалистами, в частности с А. М. Ремизовым. Покинувший ун-т и перешедший в муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, М. накануне окончания этого учеб. заведения в 1898 в П. был подвергнут жандармскому допросу. В том же году М. вступает в труппу Моск. худож. театра, где сыграл 18 ролей. С 1902 становится во главе «Товарищества новой драмы». Летом 1904 созданный им театр гастролировал в П., показав «Привидения» Г. Ибсена, «Юбилей» А. П. Чехова, «Последние маски» А. Шницлера, «Вечную любовь» Г. Фабера. Это был последний приезд М. в родной город. С 1902 по 1905 М. осуществил постановку 170 спектаклей, в т. ч. по пьесам А. П. Чехова, Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метерлинка, У. Шекспира и М. Горького. Здесь начала формироваться худож. программа М., связ. с поэтикой символизма, с принципами и стилистикой условного театра. Наиболее полно эта стилистика воплощается в Петерб. театре В. Ф. Комиссаржевской, где с 1906 М. стал гл. режиссером. Здесь им поставлено 13 спектаклей, среди к-рых «Гедда Габлер», «Нора», «Комедия любви» Г. Ибсена, «Сестра Беатриса», «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Балаганчик» А. А. Блока. В 1908 М. приглашен в состав режиссуры петерб. имп. театров, в к-рых проработал 10 лет. Шедевром этого периода стал «Маскарад» М. Ю. Лермонтова в декорациях худ. А. Я. Головина с Ю. М. Юрьевым в роли Арбенина. С 1908 М. ведет театр.-пед. работу, в своей студии (1913–18) преподает технику сценич. движения, итал. комедию масок, муз. чтение в драме. После рев-ции 1917, к-рую М. приветствует, выдвинув идею «Театрального Октября», активно участвует в работе Театр. отд. Нар. комиссариата просвещения. В 1918 вступает в РКП(б). В 1921 организует Гос. высшие режиссерские (в дальнейшем – театральные) мастерские. В 1922 на базе мастерских создан Гос. ин-т театр. иск-ва (ГИТИС), при к-ром существовал театр ГИТИСа. В 1923 он был офиц. переименован в Театр имени Вс. Мейерхольда (ТИМ), с 1926 – Гос. театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТИМ). С 1934 по 1937 М. поставлено мн. спектаклей по пьесам рус. и сов. драматургов в характерной для реформатора сцены ярко-зрелищной, динамически-образной форме. В их числе «Лес» А. Н. Островского (1924), «Мандат» Н. Р. Эрдмана (1925), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1926), «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1928), «Баня» В. В. Маяковского (1930), «Список благодеяний» Ю. К. Олеши (1931), «Вступление» Ю. П. Германа (1932). В 1934 событием театр. жизни страны стала постановка М. «Дамы с камелиями» А. Дюма-сына с З. Н. Райх в роли Маргерит Готье. В 1915 М. снял как реж. кинофильм «Портрет Дориана Грея» по роману О. Уайльда, где сыграл роль лорда Генри. В 1928 на экран вышел фильм «Белый орел», в к-ром М. исполнил роль сенатора. Свои искания М. осуществлял и в муз. театре: «Орфей и Эвридика» К. Глюка (Мариинский оперный, 1911), новое сценич. прочтение «Пиковой дамы» П. Чайковского (Малый оперный театр, Л., 1931). В 1938 ГосТИМ был закрыт, М. работал в Гос. оперном театре им. К. С. Станиславского (1938–39). 20.6.1939 М. был арестован, а в ночь со 2 на 3 февр. 1940 был расстрелян в Бутырской тюрьме в М. 26.11.1955 был признан незаконно репрессированным и посмертно реабилитирован Воен. коллегией Верховного Суда СССР. В 1984 в П. открыт Музей сценического искусства им. В. Э Мейерхольда. В 1999 на его терр. установлен первый в мире памятник режиссеру.

Соч.: Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы. Т. 1–2. М., 1968.

Лит.: Волков Н. Д. Мейерхольд. Т. 1–2. М. – Л., 1929; Гладков А. К. Годы учения Всеволода Мейерхольда. Саратов, 1979; Рудницкий К. Мейерхольд. М., 1981; Мейерхольдовский сборник. Вып. 1. Т. 2. М., 1992; Панфилова Н. Н., Фельдман О. Автобиография Мейерхольда //Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1992 г. М., 1993; Ремезов А. Иверень //Театр. 1994. № 2; Наследие; Мастер театра: [Фотоматериалы] / Автор-сост. В. Садчиков. П., 1994.

Н. М. Инюшкин, Н. А. Кугель.

 

 


вернуться