МИФОЛО’ГИЯ ТАТА’РСКАЯ. В идеологии татар
вплоть до нач. 19 в. заметны пережитки язычества. Наиб. древним, мифич.
доисламским представлением о душе считается орэк, душа «нечистых» покойников
(самоубийц). Душа колдуна после его смерти превращается в убыр. Эти души орэк и
убыр, по нар. поверьям, причиняли людям вред: сбивали с пути запоздалых
путников, насылали болезни, пили кровь скота и т. д. Таких покойников хоронили
в дальнем углу кладбища, ибо культ предков у татар тесно связан с культом
могил: довольно широко практикуется у них посещение древних кладбищ, могил
святых (изгелэр, эулиялар). Татары верили в духов природы. Особым почитанием
пользовался дух земли (ж,ир иясе), к-рый покровительствовал их полям. Чтобы
умилостивить ж,ир иясе, ежегодно после весеннего сева совершалось обществ.
моление келэу. С древним культом воды связано представление о мифич. существе
су иясе (дух воды). За непочитание он мог засушить водоемы, потопить людей,
наслать болезни и т. д. Обычай «показать новобрачной путь к источнику» в
свадебном обряде татар также выполнялся с целью одаривания водяного духа, чтобы
он не причинил невесте вреда.
В верованиях татар
Посурья отражено также почитание домашних животных, особенно лошадей. Между
только что рожденными жеребятами-двойнями якобы можно обнаружить птицу счастья
койгорыш (птица, вылупившаяся из яйца, к-рое снес петух). Петух в
представлении татар Посурья – вестник счастья. Отсюда, возможно, и исходит
название свадебного обряда тан,кучат ????? (петушиная заря). Пение
петуха обещает приятную новость или известие.
В представлении татар
каждый двор имел своего духа-покровителя – хозяина двора (йорт иясе),
к-рый изредка мог показываться человеку, особенно тому, кого он любил, в образе
женщины в белом, реже в образе зайца или белой собачки.
К широко
распространенным у татар Посурья фантастич. образам следует отнести
аздяку – злое и враждебное человеку существо. По поверьям аздяка считается
огненным змеем, к-рый может пробраться через трубу в дом одинокой женщины.
Такие фантастич. образы,
как шурале, бичура, не представлены в четкой форме в мифологии татар Посурья.
Лит.: Мухамедова Р. Г.
Татары-мишари: Историко-этногр. исследование. М., 1972; Ярми Х. Х. Татар
халкыныц поэтик ижаты. Казань, 1967.
Р. Г. Мухамедова.