МИФОЛО’ГИЯ, первый донаучный тип
мировоззрения, создание коллективной обществ. фантазии. Совокупность
мифов – преданий о богах и героях, о различных сверхъестеств. существах,
демонах, духах, явлениях природы и т. д., где действительность причудливо
переплетается с вымыслом, но не противопоставляется друг другу. В первобытном
обществе М. представляла собой способ понимания и объяснения различных явлений
окружающего мира, попытку описать и осмыслить его. Включала зачатки религии.
Для М. свойствен наивный антропоморфизм, т. е. уподобление человеку, наделение
человеч. свойствами (напр. сознанием) предметов и явлений, небесных тел и
сказочных существ. Сохранилась в нек-рых древних докум. (летописи и пр.), в
произв. устного нар. творчества, а также в форме окруж. человека предметов
(жилище, утварь, одежда), в архаичных обрядах и отд. суевериях. В многонац.
Пенз. крае населяющие его народности (мордва, татары, русские, чуваши и др.),
имеют каждая свою нац. миф. систему, практически не обладающую местной спецификой.
Нек-рой особенностью является лишь фрагментарность общенац. миф. представлений,
т. к. мифы «выветриваются, забываются» (Б. А. Рыбаков). Наука выделяет
различные категории мифов: героические, календарные, родоплеменные
(тотемические), астральные (о звездах, луне, солнце), о происхождении жизни и
живых существ, в т. ч. человека и др. В данном случае речь идет о древнейшей
мифологии, т. к. своеобразные мифич. представления возникают и на б. позднем
этапе ист. развития, как, напр., мифич. биографии известных лиц, о
существовании небывалых животных, вера в ясновидящих и т. п.
Лит.: Философский
энциклопедический словарь. М., 1983; Ботвинник М. Н. и др. Мифологический
словарь. Книга для учителей. М., 1985; Мифологический словарь. М., 1990; Лосев
А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
К. Д. Вишневский.