МИССИОНЕ’РСТВО, веропроповед.
деятельность религ. орг-ций, имеющая цели распространения своего вероучения и
обрядов среди последователей др. религий, борьбы с неверием. В Пенз. крае
миссионерская деятельность начинается по мере освоения этой территории Рус.
гос-вом. В 17 в. она связана с привлечением на воен. службу нерус. населения. В
докум. неоднократно встречаются имена «новокрещенов» из мордвы и татар,
принятых на воен. службу в насел. пунктах Пенз. края. В 30–60-х гг. 18 в.
важное место в мис. деятельности занимает контора новокрещеных дел. В 1730-е
гг. штат миссионеров состоял из 2 чел. во главе с архимандритом Алексием
Раифским. С 1740 кол-во миссионеров было увеличено до 5 чел., во главе орг-ции
был поставлен архимандрит Д. Сеченов. В спец. инструкции были предусмотрены как
меры поощрения за принятие православия (раздача денег и одежды, налоговые
льготы), так и меры принуждения к этому (увеличение налогового бремени,
переселения в др. места и др.). Миссионеры разрушали языч. объекты почитания,
оскверняли кладбища, сажали под арест сопротивлявшихся крещению, отбирали их
имущество. Мордва д. Селище Керенск. у. жаловалась на священника В. Никифорова,
к-рый за отказ принять христианство отобрал у крестьянина лошадь.
Насильств. действия вызывали открытое сопротивление нерус. населения. В июне
1743 татары с. Решетина В.-Ломов. у. отказались дать советнику Ярцеву подписки
о нежелании креститься, а за угрозу насильств. крещения обещали побить его «до
смерти». Присоединение к православию использовалось и как мера наказания.
Указом Сената 1502 жители неск. морд. сел Инсар. у. вместе с семьями были
крещены за налоговые недоимки. Они должны были также построить за свой счет
церковь и обеспечить ее необходимой утварью. В результате деятельности
миссионеров все морд. население края было формально христианизировано, сохранив
при этом свои языч. верования. Гораздо сложнее обстояло дело с присоединением к
православию татар. Лишь незначит. их часть приняла крещение: по данным 1780 в
Пенз. крае было 686 крещеных татар, что составляло 2,8% от общей числ. тат.
населения. Наиб. известным из миссионеров, действовавших в уездах Пенз. края,
был Тихон Цивильский. В 1764 контора новокрещеных дел упразднена. Вести работу
среди оставшихся некрещеных стали спец. миссионеры-проповедники. Им было
установлено гос. жалованье, а также выделялись средства на разъезды. В Пенз.
епархии должность епарх. миссионера была учреждена в 1822. Осн. объектами
миссионер. деятельности в крае в 19 в. становятся старообрядцы и последователи
сект. В 80-х гг. 19 в. с миссионерскими целями учреждено Поимск., Николаевск.
(1884) и Пенз. Иннокентиевское просветительское (1885) братство. Оно содержало
миссионеров, производило доплаты к жалованью приходских священников,
занимавшихся проповедничеством; обеспечивало миссионеров спец. лит-рой,
создавало миссионерские б-ки и др. Был разработан проект противомусульм.
миссии. В 1893 созданы 2 школы в дер. Рус. Шелдаис и дер. Яндовищи Инсар. у.,
предназнач. для работы среди крещеных татар, отпавших от православия. В 1904
открыт Пензенский ком-т Православного миссионерского об-ва. В 1908 в епархии
был создан миссионерский совет. К кон. 1908 на миссионерском поприще в епархии
трудились: 1 епарх. миссионер, 3 окружных миссионера и б. 70 приходских
священников. С 1908 начали создаваться миссионерские кружки, имевшие целью
«содействовать вразумлению заблудших и соединению их с православной церковью»,
а также заботиться о предупреждении «от всякого вредного влияния со стороны
неверия и новых ложных учений». К кон. 1914 в епархии было 230 миссионерских
кружков, 483 кружка ревнителей веры и благочестия, 100 сестрич. братств,
учреждена «инородческая» миссия и назначен «инородческий» миссионер. После Окт.
1917 миссионерская деятельность в епархии была фактически прекращена. Только в
нач. 90-х гг. 20 в. в условиях широкого распространения в области различных
религ. течений при епарх. управлении был создан миссионерский комитет.
Лит.: Корольков К. Пензенская
епархия в царствование императора Николая I //ПЕВ. 1896. № 7; Малов Е. О. О
Новокрещенской конторе. Казань, 1878; Миссионерское обозрение. 1896. Т. 1. Отд.
1. Кн. 1; 1898. февраль, июль – август; 1913. Т. 2. № 5; 1915. Т. 2. № 8;
ПЕВ. 1889. № 10; 1891. № 4, 11; 1893. № 1, 9; 1896. № 7–8; 1897. № 7; 1909. №
2, 3; 1910. № 14; 1913. № 10; 1917. № 4; Правила об устройстве внутренней
миссии православной русской церкви. Харьков, 1913; Солдаткин М. П. Некоторые
вопросы социально-политического развития мордовского края в 18 в. //Труды
Мордовского НИИ языка, литературы, истории и экономики. Саранск, 1982. Вып. 66.
А. Б. Никонов.