МОДЕ’РН, стилевое направление в
иск-ве кон. 19 – нач. 20 вв. В пенз. сооружениях наиб. ярким образцом
этого стиля в его романтич. разновидности, т. наз. северного, или финского, М.,
является здание Крестьянского поземельного и Дворянского земельного банков,
построенное в П. в 1912 по проекту арх. А. И. фон Гогена. Романтич.
мотивы (увенчанный шпилем купол) заметны в сооруженном в 1911 доходном доме
Кузьминых (ул. Горького, 37). Симметрию его гл. фасада нарушает пристроенная на
всю высоту здания часть, к-рую завершает криволинейный модерновый аттик,
выглядевшего здесь совершенно случайным. Фасад доходного дома
Р. И. Слонимской (ул. Московская, 54), построенного в 1914, отличает
удивительная цельность при всей разнородности использованных в нем элементов,
тяготеющих к стилизованным формам мавританской и готич. архитектуры. (Снесено
при реконструкции ул. Московской.) К рационалистич. направлению М. можно
отнести два доходных дома того же времени – Д. В. Вярьвильского
(см. Вярвильские) (ул. Московская, 17) и А. В. Кармазовой (ул. Кирова, 43),
являющихся двумя разными отражениями одного и того же архит. образа. В них
использована облицовка всей плоскости стен гл. фасада белыми глазурованными и
цветными плитками – прием, распространенный в позднем М., хотя применение
изразцов для усиления выразительности зданий началось неск. раньше – в
доме Н. П. Сахаровой, построен в 1906 на ул. Пешей (ныне ул. Богданова,
19, где расположена ДМШ № 1). Здесь новый стиль заявил о себе разной формой
окон, криволинейными очертаниями наличников, контрастным сочетанием штукатурных
поверхностей и облицовочного материала. Противопоставление штукатурных
элементов декора голубой изразцовой облицовке стены было использовано в доме Л.
В. Зверева (ул. Богданова, 44), уникальность к-рому придавали выпуклые (дутые)
стекла в окнах, а также в здании об-ва взаимного кредита (ул. Московская, 62),
где в результате слияния М. с неоклассицизмом фасад получил строгость и
уравновешенность. В доме Шакина (ул. Ленина, 270) в Кузнецке выявлена роль
штукатурки в создании архит. образа: пластичность форм и мягкость линий,
контрастирующих с жесткой графичностью оконных переплетов. В Сердобске три
крупных обществ. здания: жен. гимназия (1910), реальное (1911) и ремесл. (1907)
уч-ща были выполнены в стиле М., вступившем в свою последнюю стадию развития, в
к-рой гл. формообразующими идеями стали строгость и целесообразность. Объединив
в себе отд. элементы М. и неоклассицизма с рациональной
объемно-пространств. композицией и внутр. планировкой, эти здания явились предвестниками
совр. архитектуры. Больше всего М. ощущается в здании бывшей жен. гимназии (ср.
школа № 2) – во многом благодаря металлич. ограждению с рисунком,
включающим в себя стилизов. растительные мотивы. При всем различии этих зданий
общим является контрастное сочетание светлого и темного кирпича. Цветовое
решение фасадов можно также видеть в зданиях ср. школы № 1 (ул.
Пензенская, 31 и ул. Пензенская, 1/30) в Мокшане, ж.-д. вокзалов в Бессоновке и
Тамале. Новый материал – железобетон принес новые возможности в стр-во,
позволив возводить, с одной стороны, огромные сооружения, а с другой –
небольшие монолитные постройки сложной конфигурации. Примерами того и другого
являются сооружения, входившие в состав зернохранилищ Росс. гос. банка,
возведенные в 1914–15 в пгт Бекове и Тамале, – семиэтажная башня
элеватора, получившая в последнем из них чисто модерновое завершение, и
бетонный погреб-бункер. В кам. зодчестве пенз. М. проявил себя, за единств.
исключением, достаточно сдержанно, без обычной для этого стиля вычурной
композиции, текучести линий, манерности и изощренности декоративных форм. В
дерев. архитектуре он также ограничился включением отд. модерновых элементов в
традиц. облик гор. жилищ. Те же криволинейные формы, к-рые мы обычно соотносим
с понятием М., проявились в П. лишь в павильонах ПКиО
им. В. Г. Белинского, Лермонтовского сквера (оба утрачены) и в
двери жилого дома по ул. Чкалова, 14. Особняком среди дерев. домов, испытавших
на себе влияние М., стоял дом № 3 по ул. Ключевского, асимметричная компановка
упрощенных прямоугольных объемов к-рого предвосхитила дальнейшее развитие
архитектуры в сторону конструктивизма.
Дом Д.В. Вярьвильского
на ул. Московской в Пензе.1913.
Лит.: ПГВ. 1911. 26 июля;
Дорошенко А. Н. Элеваторное дело в России. Пг., 1916; Алексеев И. Славный
юбилей //Ленинский путь (Сердобск). 1987. 29 авг.; Алексеев И. Главная улица
города //Ленинский путь. 1990. 23 июня; Шишлов С. Л. О датировке здания детской
музыкальной школы № 1 //Временник. 1992. Вып. 8; Чернявская Е. Н. Постройки периода
модерн в Пензенской области и их использование //Земство. 1995. № 5.
А. И. Дворжанский.