заглавная
разделы
о проекте
контакты
поиск

поиск по ключевым словам

навигация по категориям

навигация по первой букве
вернуться

МОКША’НСКИЙ КАЗА’НСКИЙ ОБЩЕЖИ’ТЕЛЬНЫЙ ЖЕ’НСКИЙ МОНАСТЫ’РЬ, осн. в 1857 по инициативе жены мокш. купца М. А. Барсуковой как жен. община, получившая название по расположенному рядом кладбищенскому храму во имя иконы Казанской Божией Матери. Официально учреждена в 1861, а в 1881 ей придан статус монастыря 3-го класса. Располагался в одной версте от Мокшана на лев. берегу р. Мокши, занимая пл. 3 дес. 2090 кв. саженей. К 1913 в нем находились игуменья, 2 схимонахини, 97 монахинь и 327 послушниц. Монастырь имел 893 дес. 2039 кв. саж. земельных угодий. Ансамбль монастыря окончательно сформировался к 1914. Включал в себя пятиглавый соборный храм во имя Живоначальной Троицы (1865–83), церковь во имя иконы Казанской Божией Матери с колокольней (1853, 1872, 1885), с пристроенным к ней больничным корпусом с просфорней и кельей ктиторши, 2-этажный трапезный корпус с келарней и уч-щем-приютом для девочек (1868), образной корпус (1914) и корпус привратниц (1885), 3-этажный жилой корпус с мастерскими для иконописной, позолотной и чеканной работ (1895), игуменный корпус (1870), два корпуса для сестер (1873), хлебопекарню (1886), множество хозпостроек и большой фруктовый сад, примыкавший к р. Мокше. С трех сторон терр. монастыря окружала камен. ограда с одной угловой башней. В 1890–92 напротив монастыря через дорогу (ныне трасса М. – Челябинск) были построены гостиный двор и дома для церк. причта – двух священников и диакона, а в 1915 близ гостиного двора – новое здание школы. К наст. времени утрачены обе церкви, ч. строений и ограда. Из сохранившихся зданий монастыря, архитектура к-рых выдержана в эклектичном духе, с использованием в декоративной отделке фасадов приемов, тяготеющих к древнерус. зодчеству, следует отметить 3-этажный гл. жилой корпус, время стр-ва к-рого совпало с расцветом т. наз. русского стиля, что позволило отойти от интуитивного поиска форм, наиб. подходящих для церк. стр-ва, создать наиб. отвечающий этой задаче законченный образ, являющийся в то же время и ярким выразителем «русского» направления в архитектуре.

Лит.: Денисов; Зверинский; ПЕВ. 1896. № 5; 1915. № 12; Дворжанский А. И. Стоял на тракте монастырь //Временник. 1991. Вып. 2: ил.

А. И. Дворжанский.

 


вернуться