МОЛОКА’НЕ, старорус. секта,
возникшая в кон. 18 в. Название происходит от евангельского текста: «возлюбите
чистое словесное молоко», каковым они считали свое учение. М. отвергали церк.
иерархию, монашество, почитание икон и мощей, культ святых. Единств. источником
вероучения считают Библию. В Пенз. край секта пришла из Тамбовской губ.
Последователи ее проживали в Мокш. (Алексеевка), Наровч. (Вьюнки, Балаковка,
Кошелевка и др.), Саран. (Баз. Вьяс, Елховка, Константиновка и др.) и Чембар.
(Андреевка, Высокое, Починки и др.) уездах. По данным епарх. властей, в 1914 в
губернии было 892 последователя секты (цифра явно занижена, т. к. в 1895 по
документ. данным только в Чембар. у. М. насчитывалось 814 чел.). Местные
власти, дух. и гражд., вели борьбу с М., используя разные средства: полицейское
воздействие, выселение из края, собеседования миссионеров, церк. школы
и др. В 1828 Чембар. уездный исправник Брычев вместе с миссионером
Ястребовым «увещевал» М. дер. Щепотьево. В результате 120 чел. перешли в православие
(перешли формально, т. к., по полицейским сведениям, в 1851 здесь было 244
последователя секты М.). В кон. 1860-х гг. часть М. Чембар. у. была
выселена в Бакинскую обл. и др. районы Закавказья. Осн. масса пенз. М. –
последователи учения ортодокс. толка. За свою верность учению их называют
«постоянными». Лишь М. дер. Алексеевка (Мокш. у.) принадлежат к Донскому
толку (самоназвание – «евангелические христиане»). Существование общин М.
отмечалось еще в 1920-е гг.
Лит.: ПЕВ. 1913. № 23.
А. Б. Никонов.