заглавная
разделы
о проекте
контакты
поиск

поиск по ключевым словам

навигация по категориям

навигация по первой букве
вернуться

МОРДВА’, самая многочисл. общность среди представителей финно-угорской группы уральской языковой семьи на терр. России. Числ. мордвы в Пенз. обл. (1989) 86370 чел. (5,7% от общей числ. нас. области). Наиб. компактно она расселена в Шемыш. р-не (67% от числ. нас. р-на), в Сосновобор. (40%), Камешк. (33%), Никольск. (16%), Лопат. (16%)), Беков. (14%), Белинск. (13%) и М.-Серд. (13%) р-нах. Удельный вес М. в нац. составе нас. области снижается (миграция за пределы края и частичная ассимиляция). (Общее кол-во с 1979 по 1989 сократилось на 10 тыс. чел.). Осн. масса морд. населения проживает в сел. местности. Термин «М.» («mоrdens») является иноназванием народа. Впервые встречается в соч. готского историка Иордана «О происхождении и деяниях готов» (6 в. н. э.). Основа этого этнонима, возможно, происходит из иранских языков (новоперсидское mard – мужчина; древнеперсидское martiya – мужчина, человек). Служит общим наименованием для всего народа, к-рый делится на две осн. группы: М.-мокшу и М.-эрзю. При этнолингвистич. и культурной общности каждая группа сохранила собственное самоназвание – мокша и эрзя, а также различия в языке, материальной и духовной культуре. Формирование М.-мокши – коренного нас. Пенз. края происходило с 6–7 вв. н. э. на основе юж. группы древнеморд. племен. Важную роль в этом процессе сыграли тюркоязычные булгары, пришедшие в Среднее Поволжье из Приазовья в конце 7–8 вв. н. э. М. оседлый земледельч. народ. Селения окружены пашнями и выгонами для скота. Летом жили в легких постройках ок. полей или на лесных бортевых и охотничьих угодьях. Для защиты от внешних врагов строились городки, окруженные высоким тыном, а в лесах устраивались «тверди» – убежища от неприятеля. Морд. племена объединялись в крупные воен. союзы, что ускорялось противоборством Волж. Булгарии и др.-рус. княжеств. Одним из раннефеодальных объединений М. накануне монголо-тат. нашествия была «Пургасова волость» (земли М.-эрзи). Мокшанские земли находились в др. объединении во главе с Пурешем. Монголо-тат. нашествие затормозило консолидацию морд. племен. В сер. 14 в. М.-эрзя была оттеснена от берегов Оки и Волги в леса, морд. земли начинают включаться в состав Рус. гос-ва, особенно после падения Казанского ханства (1552), что имело большое значение для дальнейшего развития материальной и духовной культуры М. Вместе с тем усилился процесс колонизации морд. земель. Ок. городов, построенных на морд. землях, образовывались деревни русских поселенцев. Возникают десятки православных монастырей, занимающихся распространением христианства среди М. Значительно увеличиваются подати и поборы. Б. ч. мордвы переселяется в б. обеспеченные земельными и лесными угодьями р-ны (верховья рек Мокши и Суры). Осн. масса эрзянских переселенцев в Пенз. край была из зап. ч. Алатырского уезда. На новых местах М. селилась обычно отдельно от русских, татар и чувашей. В Пенз. обл. М.-мокша расселена в осн. в Мокш., Наровчат., Белинск. и Шемыш. р-нах, М.-эрзя – в Шемыш. р-не. В Городищ., Никольск., Пенз. и Сосновобор. р-нах находится значит. кол-во смешанных мокшано-эрзянских поселений, составляющих отд. группу мордвы, к-рая имеет ряд особенностей в нар. жен. костюме, фольклоре, обрядах и языке. В прошлом М. исповедовала ранние формы религ. воззрений: тотемические верования, различные магич. обряды, анимистические представления. Вся окружающая действительность подвергалась обожествлению. Древние мордовские теонимы двойные. Первая часть обозначала объект олицетворения, вторая – женщину, мать (Вирь-ава – покровительница леса, Ведь-ава – покровительница воды и т. д.). Обожествлялись также небесные и атмосферные явления. Из них особым почитанием пользовалось солнце. Во главе всех божеств становится б. сильный верховный бог – Шкай (мокш.), Нишке (эрз.). М. подвергалась насильств. крещению, особенно с сер. 18 в. К сер. 19 в. М. считалась христианизированной. Однако длительное время правосл. и языч. обряды сосуществовали. Территор. разобщенность М. привела к тому, что единый общеморд. язык начал развиваться на основе двух ведущих диалектов: появились различия в словарном составе, произношении, морфологии, синтаксисе. Постепенно из двух диалектов образовались два самостоят., но близкородств. языка. В пределах Морд. республики мокш. и эрз. языки являются лит. языками, на них издаются газеты, журналы и худож. лит-ра. Среди М. широко распространен рус. язык. В средних и высших учеб. заведениях, на произ-ве мокша и эрзя общаются в осн. на рус. языке (см. также: Двор мордовский; Жилище мордовское; Мифология мордвы; Мордовские языки; Одежда мордовская; Пища мордовская; Фольклор мордовский).

Лит.: Белицер В. Н. Мордва //Народы мира. Т. 2. М., 1964; Мордва: Историко-этнограф. очерки. Саранск, 1981; Курицын И. И., Юпатова В. Н. География населения Пензенской области. П., 1992; Народы России. М., 1994; Мордва: Историко-культурные очерки. Саранск, 1995; Лажечников И. Некоторые поверья мордвы / Публ. и предисл. О. Савина //Сура. 1997. № 2; Библиография по истории Мордовской АССР. Саранск, 1975.

В. И. Первушкин.

 

 


вернуться