МУЗЕ’ЙНОЕ ДЕ’ЛО. Началом музейного
строительства Пенз. края являются 1850-е гг., когда при Об-ве с. хоз-ва
Юго-Вост. России существовал музей, где хранился гербарий, составленный
П. Т. Морозовым (президентом об-ва), коллекция птичьих яиц,
составленная А. П. Горизонтовым, а также образцы почв и орудий для
шелкозаводства. В 1880-х гг. Ф. Ф. Федоровичем была разработана программа
создания в Пенз. губ. местных музеев. Первым обществ. музеем в губернии стал
музей Пензенского статистического комитета. В 1892 открывается картинная
галерея. В 1901 создан музей Пензенской ученой архивной комиссии (ПУАК). В
1902 – древлехранилище при духовной семинарии. В его собрание входили
старинные иконы, книги, облачения, церк. сосуды. В 1905 –
естественно-исторический музей ПОЛЕ и т. д. Создатели музеев заложили
основы всех направлений музейной деятельности: комплектование коллекций по
истории края, популяризация имеющихся материалов, открытая для посещения
экспозиция, публикации, лекции, периодич. отчеты в печати, науч. обработка
материалов.
С установлением сов.
власти музейное дело становится частью гос. политики в области культурного
строительства. В 1919 при губ. отд. нар. обр. создан отд. по делам музеев и
охране памятников иск-ва и старины. С нач. 20-х гг. была создана музейная
комиссия при губполитпросвете. Осн. работу в ней вел секр. Б. Н. Гвоздев. В
1921–26 при гороно действовало губ. управление по делам музеев и охране
памятников иск-ва, старины, нар. быта и природы. В 1920-х гг. в губернии
местными энтузиастами созданы музеи краеведч. профиля в Кузнецке (1926, И. В.
Клестов), Наровчате (1925, В. П. Россин), Сердобске (1919). На 1928 в губернии
имелось 5 уездных (в Саранске, Беднодемьянске, Краснослободске, Н. Ломове,
Чембаре) и 4 волостных (в Наровчате, Мокшане, Николо-Пестровке, Головинщине)
музеев, но существование их было весьма призрачным из-за недостатка средств и
работников. В 1929 в П. числилось 7 музеев: музей Пенз. края (краеведческий),
окружной педагогический, криминальный, производ. музей техн. мастерства, окружной
антирелиг. музей (закрыт в 1941), музей по воздушно-хим. обороне, музей Дома
сан. просвещения.
В 1930 1-й Всесоюз.
музейный съезд рекомендовал «показ вещей» заменить «показом идей», т. е. вместо
подлинных памятников экспонировались макеты, графики, муляжи, малохудож.
картины-иллюстрации. Т. о. музей из науч. центра превращался в культ.-просвет.
учреждение с четкой идеолог. установкой. Из музеев изгонялись лучшие науч.
кадры как «идеологически чуждые современным требованиям в области научных
знаний и общественной жизни». Были сняты с работы дир. краеведч. музея
Е. К. Штукенберг, зав. геологич. отд. А. А. Штукенберг, зав. археол.
и этнографич. отд. Н. И. Спрыгина, зав. пром. отд. Н. Д. Протасьев («как бывший
помещик»). Науч. работа музея характеризовалась как «бесплодная с точки зрения
общественной полезности», «малопригодная для разрешения современных
практических вопросов». Но даже в эти сложные годы деятельность энтузиастов не
затухала. В Чембар. р-не созданы трудами А. И. Храмова мемор. музеи В. Г.
Белинского (1938, Чембар) и М. Ю. Лермонтова (1939, с. Лермонтово). В
1945 открыта первая экспозиция музея А. Н. Радищева (с. Радищево Кузн.
р-на, первый дир. А. И. Персанова). Однако культурный уровень этих музеев был
низок. Осн. задачей экспозиции был рассказ о жизни писателя и одновременно о
«выполнении его заветов» тружениками села. Использовались всевозможные
репродукции, фотографии, копии, вырезки из газет, разрозненные вещи, в
разностильных рамках прикрепленные или наклеенные на стены. В музее Лермонтова
при недостатке изобразительных материалов А. И. Храмов сам рисовал картины.
В годы Вел. Отеч. войны
деятельность музеев была частично свернута, но музеи не закрывались. В них
читались лекции, задачей сотрудников стало сохранение коллекций. Экспонировались
материалы эвакуированных из Орла музеев И. С. Тургенева и краеведческого,
устраивались выставки.
В сер. 1950-х гг.
началось оживление музейной жизни. В краеведч. музей приходят новые сотрудники,
возрождается интерес к истории края, создаются новые экспозиции (дир. А. А.
Магдеев, М. Р. Полесских, засл. работник культуры Ю. И. Суворова, А. Р.
Раджувейт). В 1959 на базе Пенз. краеведч. музея (ПКМ) был проведен семинар
краеведч. музеев РСФСР. В 1960–80-х гг. активное развитие М. д. связано с Г. В.
Мясниковым, секр. ОК КПСС. Краеведы и музейные работники нашли в его лице
поддержку, что дало повод говорить в центр. печати о «музейном ренессансе на
пензенской земле». Была поставлена задача расширения музейной сети, создания
р-ных краеведч. музеев, музеев пр-тий, школ, сел, колхозов (см. Музеи учебных
заведений, Музеи боевой и трудовой славы). К нач. 1980-х гг. в области работало
б. 900 музеев на обществ. началах. Появлялись музеи, связанные с именами
известных земляков и ист. деятелей: музей-читальня И. Н. Ульянова (П., 1970),
музеи А. Г. Малышкина (Мокшан, 1977), А. И. Куприна (Наровчат, 1981), музей
сценического искусства им. В. Э. Мейерхольда (П., 1984), лит. музей (П., 1989),
музей В. О. Ключевского (П., 1991). В 1983 открыт уникальный для своего времени
и первый в стране музей одной картины. В Пенз. отд. Худож. фонда создана группа
художников, разрабатывающих дизайн музеев П. (А. Н. Косырев, И. К.
Климов и др.). В 1975 создано Объединение государственных
литературно-мемориальных музеев Пенз. обл. (организатор и первый дир. В. П.
Арзамасцев). В 1988 под рук-вом ПКМ объединяются р-ные, краеведч. музеи.
Благодаря вниманию и поддержке управления (позже деп. культуры, рук. Е. С.
Попов) пенз. музеи становятся базами для проведения науч. семинаров и
конференций. Их опыт активно пропагандируется, получает высокую оценку
профессионалов и специалистов. С 1980-х гг. выпускаются сб. науч. трудов.
К сер. 1990-х гг. во
всех крупных музеях прошли реэкспозиции. Мн. р-ные музеи получили новые здания
(Н.-Ломов., Кузн., Наровчат., Серд., Поим.).
На 1.1.1999 в области
насчитывалось 27 гос. музеев, из них 15 исторических,
1 историко-архитектурный (Поим.), 6 литературных, 1 театральный,
2 художественных, 2 нар. творчества и худож. промыслов. Общее кол-во
предметов осн. фонда в них б. 210 тыс. единиц. Сотр. музеев имеют
почетные звания: засл. работник культуры РСФСР – Н. Д. Валукина
(ПКГ), О. А. Иванчикова (ПКГ), А. И. Калинина (музей А. Н. Радищева), Т. М.
Мельникова (музей-заповедник «Тарханы»). Дир. ПКГ В. П. Сазонов – засл.
деятель иск-в, чл. ИКОМ (Междунар. совет по музеям при ЮНЕСКО). А. Ф.
Головина (ПКМ) награждена орд. «Знак Почета», Т. М. Мельникова –
орд. Дружбы народов, В. П. Сазонов – медалью орд. «За заслуги перед
Отечеством» 2-й степ.
Лит.: Пензенский
краеведческий. П., 1969; Мясников (1); Культурное строительство в Пензенском
крае. Вып. 1–2; Сазонов; Зименков В. Н. Наука и политика //Из истории области.
Вып. 4; Российская провинция 18–20 вв.: реалии культурной жизни. Вып. 1, 2. П.,
1996 (ст. Зименкова В. Н., Шишлова С. Л., Сазонова В. П.); Зименков В. Н. Музей
и культурные традиции современного общества //Гуманизация и гуманитаризация:
Материалы науч.-практ. конференции. П., 1996; Дворжанский А. И. Деятельность
губернской музейной комиссии по охране памятников истории и старины
//Лингвистическое, историческое, литературное краеведение. П., 1997.
Л. В. Рассказова.