заглавная
разделы
о проекте
контакты
поиск

поиск по ключевым словам

навигация по категориям

навигация по первой букве
вернуться


НАДЕ’ЖДИНСКАЯ УСА’ДЬБА, расположенная в с. Куракине Серд. р-на на высоком правом берегу р. Сердобы, представляет собой ансамбль зданий, центр. место в к-ром занимает огромный трехэтажный дворец, по обе стороны к-рого находятся одноэтажные дугообразные корпуса с проездными воротами-башнями посередине и двухэтажными флигелями по краям. Они образуют внутр. парадный двор овальной формы, раскрывающийся в сторону парка. Формировался анс. в кон. 18 в., когда сюда, в свое с. Борисоглебское, в 1782 был отправлен попавший в немилость кн. А. Б. Куракин (он символично переименовал имение в с. Надеждино). С 1792 началось стр-во камен. дворца, а прилегающая дубрава была превращена в англ. (пейзажный) парк. Дворец со стороны реки отмечен ионическим портиком, придающим зданию величеств. вид. Размещенное на высоком плато, здание царит в окружающем пространстве, слившись с ним в удивительной гармонии. Противоположный сев. фасад был б. официальным: он членился тремя ризалитами, из к-рых боковые завершались треугольными фронтонами, а центральный, соответствовавший по своему положению внутр. парадной лестнице, был покрыт куполом, ныне утраченным. Анс. Н. у. – выдающийся пам. архитектуры эпохи классицизма. Разработку проекта выполнил несомненно незаурядный зодчий, каким, учитывая композиц. приемы и архит. особенности Н. у., предположительно мог быть Д. Кваренги. Замечательным образцом садово-паркового иск-ва является парк, к сожалению, полно

Надеждинская усадьба. Худ. Я.Я. Филимонов. 1790-е гг. ГИМ.

 

стью потерявший не только все парковые сооружения, но и свою первонач. композицию, сочетавшую в себе регулярные и пейзажные принципы. Регулярная система планировки строилась в виде радиально-лучевой сетки аллей, а пейзажная достигалась свободным расположением дорожек, посадок и полян. Отражением романтич. устремлений рус. садово-паркового иск-ва того времени было сооружение в парке всевозможных павильонов и беседок и наделение их, а также аллей и даже дорожек названиями, предназначенными напомнить князю о близких ему людях и пережитых им когда-то чувствах: храмы Славы, Истины, Терпения, Лада, Дружбы, Благодарности, Верности, ворота Красивого вида, галерея Вместилище чувствий вечных, Новая китайская беседка, аллеи Цесаревичева, Антуанеттина, Катишина, Софьина, Нелидовой, Славных дел, Ожидаемого благоденствия, дорожки Удовольствия, Уединения, Неожиданного утешения, Вспоминовения прошедших утех, Жаркого любовника, Верных любовниц, Доброго согласия, Восторга, Радости, Услаждения самого себя и т. д. Виды Н. у. запечатлели принимавшие участие в отделке дворца худ. Я. Я. Филимонов и В. П. Причетников. После смерти в 1796 Екатерины II А. Б. Куракин перебрался в Пб. и в усадьбе бывал редко, в результате чего она все больше приходила в запустение. В 1907 ее продали купцам Асеевым. После рев-ции она была национализирована, в 1931 в сохранившихся от пожара корпусах открылся краевой дом партийной учебы, в 1939 – землемерный техникум, а в


1959 усадебные постройки передали под дом инвалидов.

Дворец в Надеждинской усадьбы кн. Куракиных. 1790-е гг.

 

Лит.: Восемнадцатый век / Под ред. В. Н. Смольянинова. Т. 2. М., 1905; Ежова.

А. И. Дворжанский.

 

 


вернуться