ОБНОВЛЕ’НЧЕСТВО, оппозиционное течение
в Рус. правосл. церкви (РПЦ) после октября 1917, противостоявшее официальному
рук-ву церкви; повлекло за собой временный раскол. В его основе неприятие
частью духовенства антиправит. деятельности патриарха Тихона и его сторонников,
а также стремление приспособить церковь к изменившимся условиям. Как массовое
движение зародилось в 1922 в виде реформаторских групп «Живая церковь», «Союз
церковного возрождения», «Союз общин древлеапостольской церкви», «Народная
церковь» и мн. др., более мелких образований аналогичного типа. Было создано
Высшее церк. управление (ВЦУ), призванное заменить патриарха.
В Пенз. епархии первой
обновленч. группой стала «Свободная народная церковь в свободном народном
государстве» (СНЦ), созданная в дек. 1919 архиепископом Владимиром (Путятой) на
основе той части правосл. паствы, к-рая не признала его отстранения от
должности главы епархии (1917). СНЦ ставила своей задачей восстановление «во
всей первобытной чистоте искаженное современным фарисейством евангелическое
учение». Она заявила о намерении «идти рука об руку с
народной рабоче-крестьянской властью» – защитницей «труждающихся и
обремененных». Рук-во СНЦ призвало верующих повиноваться Сов. власти «не из
страха, не за гнев, а за совесть». Широкого распространения среди духовенства и
мирян епархии СНЦ не получила. После отъезда архиепископа Владимира из П. в
июне 1922 она прекратила существование.
Весной 1922 в П. группа
духовенства начала издавать газ. «Живая церковь» (1-й номер 15 мая 1922). Она
обращалась к духовенству епархии, желая объединить вокруг себя «прогрессивную»
часть духовенства. Обращение подписали епископ Иоанникий (Смирнов),
священники – Спиридонов, Циционков, Вилкин, дьяконы – Дрошнов,
Медведев. В программе группы осуждались «рабское служение церкви самодержавию»
насильств. методы борьбы с инакомыслием и прочее. В связи с арестом офиц.
главы епархии епископа Бориса (Лентовского) и архиепископа Владимира (Путяты)
группа взяла на себя временное рук-во епархией. По ее инициативе 25 мая 1922
состоялось общее собрание духовенства и церк.-приходских советов П. На нем был
избран Врем. епарх. совет (ВЕС) в составе 10 чел. В него вошли и 5
представителей обновленцев. Пред. ВЕС был избран епископ Иоанникий (Смирнов).
Была установлена связь с ВЦУ, получены от него инструкции о проведении епарх.
съезда духовенства и мирян. В связи с разрушением структур управления офиц.
церкви б. ч. приходов епархии оказалась в юрисдикции обновленцев. Но по мере
восстановления этих структур обновленцы постепенно (начиная с 1925) утрачивают
свое влияние, а затем и совсем прекращают свою деятельность, вернувшись в лоно
патриаршей церкви. Для верующих епархии оказался неприемлемым радикализм
программы группы.
Лит.: Красное знамя. 1920. 7
янв.; Живая церковь. 1922. № 1–4; Шейнман М. М. Обновленческое движение в
Русской православной церкви //Вопросы научного атеизма. Вып. 2. М., 1966; Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола Русской
православной церкви. Казань, 1970.
А. Б. Никонов.