ОДЕ’ЖДА
ЧУВА’ШСКАЯ,
уходит корнями в тюркские традиции, хотя имеет и ряд черт, характерных для др.
народов Среднего Поволжья. Для одежды использовались холст, сукно, обработанная
кожа. Сукно ткали тонкое, толстое и онучное белого, черного, серого цветов; льняной
и посконный холст делали тонкий, портяночный, редкий для подкладки.
Изготавливали шерстяные кушаки и опояски разных цветов. В кач-ве нижнего белья
и носильного платья использовались рубахи и штаны из посконного и льняного
холста. Жен. рубаха (кепе) относится к типу туникообразных рубах с осн.
полотнищем холста, перекинутым со спины на грудь, рукава – с ластовицами и
прямыми боковыми вставками; рубахи из белого полотна украшали вышивкой и
цветными нашивками по вороту, на груди, рукавах и подолу. С 18 в. низовые
чувашки стали шить рубахи с оборками из пестряди. Поверх рубахи носили вышитые
передники (черситти, саппун). У низовых чувашек он был без нагрудника, шился из
красной клетчатой ткани; у верховых – с нагрудником, гладкую ткань
украшали вышивкой и аппликацией. Надевали также холщевые балахоны типа
просторного халата без боров. Летом надевали верхнюю одежду (шупар, пустав) из
белого холста или черной хлопчатобумажной ткани со сборками, а также особую
одежду (пустарла шупар), сшитую до талии из красной, ниже талии – из
черной материи, украшенную серебряными, золотыми галунами и цветными нашивками.
Муж. штаны, нательные и верхние, были из холста. Зимой носили теплые штаны из
домашнего сукна, а богатые – из кармазинного зеленого и синего сукна.
Осенью и весной женщины носили длинные кафтаны с борами из домашней или
фабричной темной шерстяной ткани (сахман), а зимой – приталенные сборчатые
шубы (керек). Одежду подвязывали поясом с подвесками. Мужчины летом носили
войлочные черные или белые шляпы (ялкас), зимой шапки (селек) с широким
околышем и продолговатым куполообразным верхом. Замужние женщины повязывали
голову полотенцеобразным холщевым головным убором (сурпан), поверх к-рого
надевали шапочку-хушпу в форме усеченного конуса с длинной лопастью сзади,
украшенной монетами и бисером. Девушки носили небольшие шапочки-тухья, расшитые
бисером и бусинами, украшенные плотно нашитыми серебряными монетами, а также
сурбан – род длинного полотенца с вышитыми и обшитыми тесьмой концами.
Девушки и женщины повязывали также хлопчатобумажные и шелковые белые и
цветастые платки преим. светлых расцветок. Зимой надевали барашковые шапки с
суконным верхом или шерстяные платки с бахромой. Среди жен. украшений
характерны ожерелья (шарса), шейное украшение из монет (суха), нагрудное
украшение (ама), перевязь (тевет), к-рую носили через плечо, наспинное
украшение (пус хысе), подвески к поясам – сара, яркач, нагрудные
украшения – шулькеме и сурбанные подвески (сурпан сакки). Все головные
уборы украшались вышивками, бисером, серебряными монетами, раковинами-ужовками,
тесьмой, кумачом. В широком употреблении были перстни, серьги. Обычны были
яловые и козловые сапоги, бахилы, башмаки, коты и др., но осн. обувью были
лапти либо с шерстяными вязаными чулками, или сшитыми из грубого сукна (тала
чалха), либо с онучами из сукна до колен, обвязанными оборками лаптей. В наст.
время фабричная одежда почти везде вытеснила национальную.
Чуваши. Девушка в традиционной одежде.
Лит.: Воробьева Н. И.
Крестьянская одежда населения Европейской России 14 – нач. 20 вв. М.,
1971; Народы России.
Г. Н. Белорыбкин.