БАРО’ККО, стиль в рус.
архитектуре и декоративно-прикладном иск-ве 18 в., отличавшийся декоративной
пышностью, динамичными сложными формами и живописностью. В Пенз. обл.
представлено лишь памятниками культовой архитектуры. Отд. проявления этого
стиля наблюдаются в оформлении наличников у церквей, построенных во 2-й трети
18 в., – в с. Анненкове Кузн. р-на (1743) и с. Чардым Лопат. р-на (1761),
основу композиции к-рых составляют храм типа «восьмерик на четверике» и
шатровая колокольня. Дальнейшее развитие барочных форм идет по пути увеличения
крутизны купола храма, включающего характерные для Б. оконные проемы-люкарны, и
насыщения декора криволинейными элементами, что наиб. ярко проявилось в церкви
с. Ахматовка Никольск. р-на (1760). Шатровая колокольня начинает уступать место
столпообразной (Зеленовка Серд. р-на, 1797), а восьмерик храма, уменьшаясь в
размерах, превращается в барабан, завершающий крышу двухсветного четверика
(Симбухово Лунин. р-на, 1779, Калинино Пенз. р-на, 1768, Соколка Серд. р-на,
1792). Проникновение в культовую архитектуру классицистич. элементов
(фронтонов, портиков) позволяет достичь необыкновенной гармонии, изысканности
форм и пропорций, отличающих лучшие памятники переходной от Б. к классицизму
поры (собор и колокольня Наровчатского Троицкого Сканова общежительного
мужского монастыря, церковь в Комаровке Кузн. р-на, 1776). Широкое
распространение получило Б. в интерьере и в первую очередь в оформлении
иконостасов, поскольку этот стиль лучше всего отвечал стремлению к пышности и
величавости внутреннего убранства храма. Выдающимся произв.
монументально-декоративного иск-ва 2-й четверти 18 в. является пятиярусный
иконостас церкви в с. Нижнее Аблязово Кузн. р-на, украшенный высокохудож.
резьбой и скульп., среди к-рой выделяется скульптурная группа «Сошествие
Святого Духа», расположенная на Царских вратах. Интерес представляет и
пристенная скульптурная композиция «У гроба Господня», помещенная под резным
балдахином, опирающимся на витые колонки. В церкви с. Калинина Пенз. р-на
использовано покрытие стен и сводов барочным лепным орнаментом.
А. И. Дворжанский.