заглавная
разделы
о проекте
контакты
поиск

поиск по ключевым словам

навигация по категориям

навигация по первой букве
вернуться

ОРНА’МЕНТ РУ’ССКИЙ, набор узоров, характерных для рус. прикладного иск-ва. Встречается на изделиях из дерева и металла, глины и стекла, кости и рога, ткани и кожи. Проявлялся в резьбе, скульптуре, росписи, графике, худож. тканье и плетении, в набойке, вышивке. Преобладают геометрич. фигуры в виде круга, квадрата, ромба, розетки и их комбинаций. Жилище украшали объемным изображением головы коня и птиц на крыше; на фасаде – плоскорельефной или долбленой резьбой. Для Пенз. края характерна поволжская высокорельефная резьба с ветвями аканта или винограда, в виде фантастич. птицы – «сирина», русалки – «берегини», усатых существ с рыбьими хвостами – «фараонов». В кон. 19 в. долбленая резьба вытесняется пропильной. Богато украшались прялки, где преобладали узоры в виде солярных кругов и изображения коней. В металле – фигурное литье, ковка, чеканка, высечение ажурных узоров, создание эмалей. Особый вид худож. керамики составляла глиняная игрушка. В Пенз. крае наиб. известна абашевская глиняная игрушка, для к-рой характерно изображение животных и барышень, расписанных яркими красками с позолотой. Вышивка в Пенз. крае смешанная с мордовской, но в осн. южнорусская полихромная с преобладанием красного цвета. Основу узоров составляли ромб квадратный («круг») или удлиненный, поставленный на угол. По углам ромб часто имел прямые лучи («репей»), к-рые иногда загибались под углом («лягушка») или изображались как ломаные спирали. Было распространено вышивание золотой и серебр. нитью, чаще всего в гладевой рельефной технике и особенно разноцв. бисером. Полотенца вышивались ромбами, квадратами, крестообразными и свастикообразными фигурами различной сложности. Для украшения одежды и декоративных полотенец применялся шов набором стежков различной длины и различные виды двустороннего шитья, а также шитье по счету ниток, мелкий крестик, тамбурный шов, с преобл. красной нити. Часто встречался силуэт женщины, всадника, орла с раскрытыми крыльями. Наиб. распространены были образы петуха и павы. Наряду с этим встречались библейские сюжеты и бытовые сценки. Известно было в крае и плетение кружев, особенно рязанских и нижегородских, а также пуховязание. Особо выделялись колокольцовские (мерлинские) шали с растит. орнаментом. Во 2-й пол. 19 в. Пенз. губ. становится одним из центров произ-ва ковров с узором из крупных ярких цветов с золотыми и серебряными нитками.

Лит.: Народы России; Этнография восточных славян: Очерки традиционной культуры. М., 1987.

Г. Н. Белорыбкин.

 

 


вернуться