ОРНА’МЕНТ ТАТА’РСКИЙ, набор узоров,
характерных для тат. прикладного иск-ва. В основном состоял из растит. и
геометрич. мотивов (зооморфные изображения имеют незначит. место). Растит.
мотив наиб. распространение получил в тамбурной и золотошвейной вышивках. Из
наиб. характерных мотивов растит. орнамента выделялись спиральный завиток,
волнистая ветвь, трехлепестковые цветы и листья. Золотошвейный узор на
волосниках (чеч-каб) нередко напоминает мотив «древа жизни» с широкими ветвями
и глубокими корнями. Геометрич. орнамент широко применялся на вышивках,
выполненных в технике «цветная перевить» и «шов по вырезу» (особенно при
украшении концов тастара) и на тканых узорах (на полотенцах и т. д.). Он наряду
с простыми (ломаные линии, квадраты, ромбы, восьмиконечные звезды) включал
сложные геометрич. формы. Из простых ломаных линий, в частности, образованы
такие распространенные мотивы, как козел, чечретке. Из комбинации мелких
квадратиков составлялись сложные узоры в виде ступенчатых квадратов. Подобной
комбинацией ткачиха изображала круг, вкладывая в него значение небесного
светила. Мотивов тканых узоров немного, но различные их сочетания давали
возможность получить многообразные сложные комбинации. Разнообразие узора
создавалось гл. обр. за счет периодичности чередования мотивов и соразмерности
отд. частей композиции. При декорировке одежды (см. Одежда татарская)
использовали технику аппликации (лоскутный узор). Нередко нашитые на жен.
рубаху в шахматном порядке разноцветные кусочки ткани в форме небольших квадратов,
прямоугольников, ромбов, треугольников образуют сложные прямолинейно-геометрич.
узоры. Растительный и геометрич. орнамент широко используется в украшении
жилища при орнаментации наличников и фронтона (см. Жилище татарское).
Лит.: Мухамедова Р. Г. Татары-мишари:
Историко-этногр. исследование. М., 1972.
Р. Г. Мухамедова.