заглавная
разделы
о проекте
контакты
поиск

поиск по ключевым словам

навигация по категориям

навигация по первой букве
вернуться

ПСЕВДОГО’ТИКА (неоготика), направление в архитектуре, получившее в кон. 18 – нач. 19 вв. широкое распространение в рус. зодчестве, и в первую очередь в усадебном и садово-парковом стр-ве. Нашла свое отражение и в пенз. сооружениях, наиб. ранним из к-рых является башня-руина в Зубриловской усадьбе, построенная, согласно преданию, пленными французами в 1810-х гг. Самым выдающимся представителем этого направления был усадебный дом Устиновых в Бекове, к-рый в наст. время значительно перестроен и утратил большинство готич. элементов, располагавшихся на боковых крыльях здания. Почти неизменной осталась высокая башня, покрытая крестовой крышей, со стрельчатыми окнами и балконом типа «ласточкино гнездо». Облик этого здания и в целом, и в деталях был навеян архитектурой зап.-европейского средневековья. У расположенного на окраине того же поселка усадебного дома Макарова «готическим» является лишь стрельчатое обрамление окон. Сами же окна, а также пространств. организация здания выполнены в духе классицизма. Стрельчатое завершение проемов является наиб. заметным проявлением П. Его можно наблюдать на главном доме усадьбы Владыкиных во Владыкине Камен. р-на и в доме управляющего усадьбой Араповых в Проказне Бессонов. р-на, в жилых домах Пензы (Бакунина, 4) и Кузнецка (Московская, 43), во 2-м корпусе Киселевской богадельни в Пензе (Красная, 23), построенном на рубеже 1870–80-х гг. по проекту Рудкевича, где использовался еще один распространенный в П. прием – оформление углов здания расширяющимися кверху пинаклями, имитирующими башни средневековых замков. Были попытки использовать неоготич. мотивы и в культовом стр-ве: церковь Михаила Архистратига (1865) в с. Кучки Пенз. р-на и церковь Сергия Радонежского (1882) в с. Владыкине Камен. р-на. Однако эта идея не нашла широкого применения, поскольку не отвечала традициям стр-ва правосл. храмов в России. Однако в архитектуру католич. храма, а именно польского костела в Пензе, она вписалась исключительно гармонично, привнеся в застройку губ. центра экзотич. формы средневековья.

А. И. Дворжанский.

 

 


вернуться