ПСЕВДОРУ’ССКИЙ СТИЛЬ, принятое наименование
неск. направлений в рус. архитектуре 19 в., возникших в процессе поиска стиля,
наиб. отвечающего нац. духу. В 1830–50-х гг. распространение получил
официальный «рус.-византийский» стиль, ознаменовавшийся стр-вом по всей России
церквей по проектам К. А. Тона, взявшего за основу пятиглавые моск. храмы 2-й
пол. 15 – нач. 16 вв., лучше всего, по мнению автора, отвечающие идее
преемственности между Византией и Россией и выражавшие незыблемость монархич.
власти. Примеры этого стиля – церкви в Кузнецке (Вознесенская, 1842–56),
Беднодемьяновске (1859), в с. Щепотьеве Белинск. р-на (1852), а из
несохранившихся – храмы в Пенз. Спасо-Преображенском муж. монастыре (1848–
1862) и в Мокш. Казанском жен. монастыре (1865–83). Одноглавые церкви с традиц.
продольно-осевой композицией отмечены включением в декор отд. элементов,
заимствованных у древнерус. зодчих (с. Орловка Наровч. р-на, 1876; Елизаветино
Мокш. р-на, 1857– 1860). В нач. 1870-х гг. в гражд. стр-ве возникает фольклорное
направление «русского» стиля (упор на использование нар. мотивов в декоративном
оформлении зданий). В дерев. архитектуре его представителем был И. П. Ропет,
чье творчество оказало сильное влияние на облик не только жилых, но и хоз.
построек, вопреки их функциональному назначению, чуждому украшательских
тенденций. «Ропетовщина» привела к появлению проектов, отражающих искусств.
понимание народности, к-рые, однако, дали толчок распространению в кон. 19 в.
пропильной резьбы. Под влиянием местных традиций нар. зодчества, освобождаясь
от надуманных излишеств, была заложена основа дерев. архитектуры провинц.
городов. С нач. 1880-х гг. и вплоть до 1910-х гг. главенствующим в культовом
стр-ве становится новое направление стиля, отличающееся детализацией архит. форм
и декора, использованием шатровых покрытий и др. деталей, характерных для
архитектуры сер. 17 в. Примером пятиглавого храма с центрич. композицией
является Успенский кафедр. собор в П. (1895–1905, арх. А. Г. Старжинский).
К редким для области типам следует отнести два других центрич.
храма – Михайло-Архангельский собор в Сердобске (1895–1905), в к-ром
центр. главу окружают четыре восьмигранных шатра, и церковь в с. Липовка
Башмаков. р-на (1872), где, напротив, главки группируются вокруг центр. шатрового
завершения. Большую живописность придают церквам, построенным в «русском»
стиле, кокошники, как, например, у церкви в пгт Башмаково (1899) или Троицкого
собора Пенз. Троицкого жен. монастыря (1900–10, арх.
А. Г. Старжинский); последний из них к тому же получил усложненную
композицию за счет двух дополнит. шатров, помещенных между храмом и
колокольней. Данный вариант «русского» стиля, являвшийся выразителем
официальной идеи народности, с 1890-х гг. начинает испытывать влияние
византийской архитектуры: от включения отд. элементов (с. Липовка Тамал. р-на,
1904; часовня в с. Ершове Белинск. р-на, 1892) до стремления к монументальности
(с. Б. Лука Вадин. р-на, 1903–15, арх. А. Г. Старжинский; Успенский собор в П.;
Михайлово-Архангельский собор в Сердобске; Покровский собор в с. Наровчат, арх.
А. Е. Эренберг), призванных подчеркнуть заложенную в архитектуре
правосл. храмов идею государственности. Происходит возврат к
«русско-византийскому» стилю, получившему еще большую рус. направленность. В
жилом стр-ве воздействие «русского» стиля сказалось гл. обр. в наложении
характерных для узорочья 17 в. элементов декора (кокошников, городков,
поребрика, ширинок) на эклектическую манеру оформления зданий (дома по ул.
Суворова, 20, и ул. Революционной, 39, в П.; ул. Куйбышева, 44, в Сердобске;
трапезный корпус Керенского Тихвинского жен. монастыря). К «чистым»
представителям «русского» стиля в области можно отнести несохранившийся
усадебный дом кн. Шаховских в с. Покровские Вазерки Пенз. у., построенный по
образцу теремных палат 17 в., а среди обществ. гражд. сооружений – здание
бывшего мясного пассажа в П. (1895– 1897, арх. В. П. Семечкин). Рус. формы
отличают также ж.-д. вокзал ст. Пенза-3 (1896). В кон. 20 в. в культовом стр-ве
наблюдается новый поворот к «русскому» стилю, к-рый рассматривается как
выражение идеи нац. возрождения России через обращение к православию. Ярким
примером преемственности «русского» стиля является здание епарх. управления в
П. (арх. Д. А. Борунов).
Лит.: Пензенская епархия;
Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912; По Наровчатскому уезду
//ПГВ. 1913. 1 сент.; Дворжанский А. Стоял на тракте монастырь
//Временник. 1991. Вып. 2; Белгузова Т. Ю. Пензенский Успенский кафедральный
собор //Временник. 1992. Вып. 5.
А. И. Дворжанский.