заглавная
разделы
о проекте
контакты
поиск

поиск по ключевым словам

навигация по категориям

навигация по первой букве
вернуться

БЕЛИ’НСКИЙ Виссарион Григорьевич (30.5.1811, Свеаборг, ныне г. Суоменлинна, Финляндия – 26.5.1848, СПб.), лит. и театр. критик, историк и теоретик лит-ры и иск-ва, публицист. Отец, Григорий Никифорович Белынский, флотский врач, в 1816 вышел в отставку и стал уездным лекарем, переехав с семьей в г. Чембар, с 1830 – потомств. дворянин; мать, Мария Ивановна Иванова, дочь шкипера (см. Белинские). Б., учась в Моск. ун-те, изменяет свою фамилию на Белинский, а права потомств. дворянина получает только в июле 1847 (из-за отсутствия документов). В 1821–25 учился в только что открытом Чембар. нар. уч-ще, с 1825 по 1829 – в Пенз. гимназии, к-рую не закончил. После самостоятельной подготовки поступил в Моск. ун-т (1829), а лето 1830 провел в Чембаре, это было последнее пребывание Б. на родине. Время, проведенное в Чембаре и П., отразилось на дальнейшей жизни критика. В 1823 на него, как на выдающегося ученика, обратил внимание И. И. Лажечников. Позже он дает Б. рекомендат. письмо для поступления в ун-т, дружеские отношения связывали их в М. и СПб., воспоминания писателя о Б. являются ценным источником о раннем периоде жизни критика. В гимназии Б. сблизился с талантливым учителем М. М. Поповым, отношения с к-рым поддерживал в течение всей жизни; Попов оставил интересные воспоминания о формировании взглядов юноши Б. Нек-рое время Б. замещал учителя словесности в классе, где учился Ф. И. Буслаев, сохранивший воспоминания об этом. Одноклассниками Б. были крепостной, сын дворового Дмитрий Калинин и воспитанник Н. А. Радищева, сына писателя (см. Радищевы), Н. Карижин. Летом 1830 Б. работал над трагедией «Дмитрий Калинин», замысел к-рой связан с пенз. реалиями. В П. юноша впервые увидел театр. спектакли в крепостном театре В. Г. Гладкова. Они потрясли мальчика и предопределили его увлеченность театром на всю жизнь. Детство и юность Б. были тяжелые: болезненность и слабое здоровье, грубость родителей, постоянный недостаток средств, однако дет. впечатления от увиденного и услышанного (во время приема больных отцом, поездок с ним по окрестным деревням, наблюдений природы, игр с ровесниками, чтения) глубоко запали в душу мальчика и нашли выход в многочисл. «лирических отступлениях» его зрелых статей. П. и Чембар явились источником мн. наблюдений, отраженных прямо или косвенно в его сочинениях. Необходимо заметить, что, кроме указанного периода, опыта жизни в росс. провинции, среди простого народа у Б. более не было, вся его дальнейшая деятельность проходила в довольно узком кругу моск. и петерб. литераторов, отсюда важность впечатлений и наблюдений этого периода для формирования его мировоззрения и понимания им процессов обществ. развития России и ее народа, рус. истории и лит-ры. В этот период Б., по собств. выражению, «неустанно, денно и нощно» читает, в беседах с друзьями закладываются основы его индивидуального стиля, худож. вкуса. Благодаря упорному труду самообразования он глубоко изучил рус. изящную словесность, получил широкое представление об антич. и западноевропейской лит-ре. Не случайно первое крупное произв. – цикл ст. «Литературные мечтания» (1834) подписано «Чембар». В дальнейшем Б., исключенный из ун-та (1832), нек-рое время сильно бедствует, затем начинается его сотрудничество в журн. (с 1834) в М. («Телескоп», «Московский наблюдатель») и СПб. (с 1839, «Отечественные записки», «Современник»). Б. написано ок. 1100 статей и рецензий. Его оценки творчества М. В. Ломоносова, А. Д. Кантемира, Д. И. Фонвизина, Н. М. Карамзина, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, А. В. Кольцова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского до сего времени не потеряли своего значения и стали хрестоматийными. Б. положил начало не только теории лит-ры и театр. критики, но и истории рус. лит-ры, определив периоды и направления ее развития; теории лит-ры как науч. дисциплины, обосновав понятия родов и видов, жанров, специфики худож. творчества; эстетики, определив ее осн. категории (прекрасное и безобразное, сатира и юмор, комическое и трагическое, типическое и индивидуальное), понятие народности иск-ва. Идеи Б. о патриотизме и гуманизме рус. лит-ры и иск-ва содействовали развитию духовной культуры об-ва. Он воспитал и образовал рус. читающую публику, мн. поколения к-рой обязаны ему своим просвещением и культурным развитием. Велико и обществ. значение Б.: на его революц.-демократич. идеях воспитывалось не одно поколение рус. радикальных деятелей.

Соч.: Полн. собр. соч. Т. 1–13. М., 1953–1959; Собр. соч. Т. 1–9. М., 1976–1982.

Лит.: РП. Т. 1; ЛН. Т. 55–57. В. Г. Белинский. М., 1948–1950; Нечаева В. С. В. Г. Белинский. Кн. 1–4. М., 1949–1967; Оксман Ю. Г. Летопись жизни и творчества Белинского. М., 1958; Максяшев (1,2); В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. М., 1977. Максяшев П. «Он честно Родине служил» //Сура. 1996. № 3; Тихонова Е. Ю. Мировоззрение молодого Белинского. 2-е изд. М., 1998; Вопросы изучения творчества В. Г. Белинского на современном этапе. П., 1998; В. Г. Белинский и Пензенский край: Указ. лит. П., 1996. (Рукопись. Хранится в обл. б-ке им. М. Ю. Лермонтова).

П. Ф. Максяшев, Л. В. Рассказова.

 

 


вернуться