СТАРООБРЯ’ДЧЕСТВО, общее наименование
религ. течений и орг-ций, возникших в результате раскола Рус. правосл. церкви в
сер. 17 в., отказавшихся признать реформу патриарха Никона. Распространение С.
в Пенз. крае было следствием карательной политики гос-ва против его
последователей в центр. р-нах. Здесь они искали спасение от жестоких
преследований. Одним из первых официально зарегистрированных проявлений С. в
Пенз. крае было дело монаха Пенз. Предтеченского монастыря Варлаама (см. В. С.
Левин). К концу 70-х гг. 18 в. в уездах края насчитывалось, по далеко не полным
данным, 260 старообрядцев. К 1914 их числ. возросла до 20474 чел. В Пенз. крае
были представлены все осн. направления, согласия и толки С. Первые старообрядч.
часовни появляются в крае только в 1852 в Н.-Ломов. у. (Александровка и
Кувака). В 1891 старообрядцы Крутца (Пенз. у.) получили разрешение министра
внутр. дел на устройство молельни. Только Положение Ком-та министров «Об
укреплении начал веротерпимости» (1905) упростило порядок регистрации старообрядч.
общин и открытия их культовых зданий. В результате к 1911 в Пенз. крае
насчитывалось 14 официально зарегистрированных старообрядч. общин, а их молитв.
домов и часовен – 28. Старообрядч. общины продолжали существовать в крае и
в первые десятилетия Сов. власти. Последние упоминания о них относятся к 30-м
гг. 20 в. В 1998 официально зарегистрирована одна старообрядч. община в Пенз.
обл.
Лит.: ПЕВ. 1886. № 6;
1898. № 10–13, 18–23; 1899. № 2–3; 1901. № 9–12, 20–23; 1913.
№ 16; 1915. № 9–10; Памятная книжка Пензенской губернии на 1911–1912
гг.; Под знаменем ленинизма. 1927. № 26, 27, 28, 44; Миловидов В. Ф.
Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., 1969.
А. Б. Никонов.