ТА’ТЛИН Владимир Евграфович,
(16.12.1885, М. – 31.5.1953, там же), живописец, дизайнер, сценограф.
Учился в МУЖВЗ (1902–03), ПХУ (1905–10) у А. Афанасьева, И. Горюшкина-Сорокопудова.
Параллельно занимался в ряде студий и авангардных кружков М. и СПб. (у И.
Машкова, Я. Ционглинского, М. Бернштейна, М. Ларионова). В 1911 участвовал в
иллюстрировании футуристич. книг; оформил спектакль «Царь Максимилиан» в Моск.
худож. кружке, работал над сценографией опер Глинки «Жизнь за царя» (1913–15),
Вагнера «Летучий голландец» (1915 – 1918). С 1909 участник выставок: «Золотое
руно», «Союз молодежи», «Бубновый валет», «Современная живопись» и др. Зав.
Моск. худож. коллегией ИЗО Наркомпроса, чл. Отдела музеев, куратор реформы
худож. образования и монумент. пропаганды, чл. Бюро по созданию междунар. орг-ции
деятелей иск-ва (1918–19). Пред. «Объединения левых течений в иск-ве» (1921–25).
Работал в Пг., Л. (1919–25), Киеве (1925–27), М. (с 1927). Делал модели новой
одежды, мебели, посуды. Осн. произв.: «Матрос» («Автопортрет», 1911, ГРМ), «Натурщица»
(1913, ГТГ), проект и модель «Памятника III Интернационала» (башня Татлина,
1919–20), модель летат. аппарата «Летатлин» (1929–32). Как сценограф поставил
ок. 20 спектаклей: в 1935 – «Комик 17 в.» (МХАТ-2), «Не сдадимся»
(Камерный театр); «Дело» (1940, Центр. театр Сов. Арм.), «Глубокая разведка»
(1940–43, МХАТ) и др. Персон. выставки: в М. (1932), Стокгольме (1967), М.
(1977). Засл. деят. иск-в РСФСР (1931). Преподавал в Киевском худож. ин-те
(1925–27), ВХУТЕИНе в М. (1927–30). Имя Т. носит худ. школа № 1 в П.
Лит.: БСЭ. Т. 25; Искусство.
1987. № 8; Димаков Д. Велик ли Татлин //Временник. 1992. № 1; В.
Татлин. Ретроспектива. Кельн, 1993; Великая утопия, русский и советский
авангард 1915–1932. Берн: Каталог. М., 1993; Мастерская Татлина: Выставка 26–
27 мая 1996 г. Пенза: Буклет. П., 1996; Стрельцова С. Жемчужина 20 века
//Признание в любви. П., 1998.
О. А. Иванчикова, В. П.
Сазонов.