ТЕА’ТР ПЕ’НЗЕНСКИЙ
ОБЛАСТНО’Й ДРАМАТИ’ЧЕСКИЙ И’МЕНИ А. В. ЛУНАЧА’РСКОГО, отсчет его сезонов
принято вести от 24 ноября 1793, когда был сыгран первый спектакль «Обманщик»
по пьесе Екатерины II в театре на 100 мест пенз. вице-губернатора И. М.
Долгорукого. 20 сент. 1916 на Базарной пл. (ныне ул. Московская, 89) было
открыто здание Нар. дома им. Имп. Александра II. Арендовавшая его труппа Пенз.
нар. театра (драм. кружок им. В. Г. Белинского) сыграла на новой сцене
комедию А. Н. Островского «Бедность не порок». Одним из первых режиссеров
театра в Нар. доме стал в 1917 П. П. Струйский. В его постановке вышли «Разбойники»
Шиллера, «Проделки Скапена» Мольера, «Горячее сердце», «Бесприданница» А. Н.
Островского и др. В 1918 драм. кружок им. В. Г. Белинского стал называться
Гарнизонным театром. В поисках драматургии, созвучной событиям, театр обращался
к пьесам, призывающим к действию. В репертуаре появились инсценировки «Овод» Э.
Л. Войнич и «Спартак» Джованьоли, один за другим три спектакля о Степане Разине
трех разных авторов. В 1919 П. П. Струйский первым поставил пьесу А. А.
Вермишева «Красная правда», к-рая появилась затем на сценах мн. сов. театров.
|
|
|
Народный дом в
Пензе. Арх. А.Е.Яковлев.
25 окт. 1920 драм.
театру было присвоено имя А. В. Луначарского, к-рый дважды (в 1924 и 1929)
посетил П. В театре в разные годы ставились его пьесы «Канцлер и слесарь», «Яд»,
«Королевский брадобрей», «Медвежья свадьба». В 1920-е гг. в театре работали
реж. А. А. Трубецкой, А. И. Канин, Г. М. Васильев, А. Г. Ридаль, Н. И. Собольщиков-Самарин,
Б. И. Пясецкий, Е. А. Брилль, В. А. Демерт. Наиб. яркими актерами были И.
Слонов, М. Зенина, М. Горская, А. Хованский, Н. Масальская, З. Минаева, В.
Шарлахов, С. Муратов, Н. С. Костюрина, В. Кумельский, С. Неделин, Д.
Смирнов. В репертуаре наряду с рус. и заруб. классикой появились «Шторм» В.
Билль-Белоцерковского, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Разлом» Б. Лавренева, «Броненосец
14-69» Вс. Иванова, «Город ветров» В. Киршона и др. В сезон ставилось
большое кол-во пьес, к-рые выдерживали всего по три – десять
представлений. Актерам приходилось играть от двадцати пяти до пятидесяти ролей.
Это влекло за собой текучесть творч. состава, зачастую невысокое кач-во
спектаклей.
С кон. 1920 гг. в связи
с тем, что Пенз. губ. была ликвидирована, театр переживает трудности. Его гл.
реж. А. И. Канин значит. сократил кол-во выпускаемых в сезон спектаклей.
Однако были реконструированы помещения – гримуборные, цеха, на сцене
устанавливается вращающийся круг для декораций, пополняется осветит.
аппаратура.
В 1937 вышло решение
Всесоюз. ком-та по делам иск-в «О стационировании периферийных театров,
переводе их на работу с постоянными актерскими труппами». Сезоны 1930-х гг.
знаменательны спектаклями «Темп», «Поэма о топоре», «Мой друг» Н. Погодина в
постановке Л. Южанского, «Гибель эскадры», «Платон Кречет» А. Корнейчука в
постановке Н. А. Смирнова, «Чудак», «Далекое» А. Афиногенова (реж. О. Жданова).
В 1939 П. становится
обл. городом, а театр имени А. В. Луначарского – обл. театром. В его
репертуаре появились спектакли по пьесам М. Горького «Егор Булычев и другие», «Враги»,
«Мещане». В ноябре 1940 спектаклем «Человек с ружьем» по пьесе Н. Погодина
(реж. В. П. Вольмар, Е. Н. Белов) открылась пенз. театральная лениниана, к-рую
в последующие годы продолжили «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Незабываемый
1919» Вс. Вишневского, «Семья» В. Попова. Ярко раскрылись в спектаклях этих лет
таланты актеров П. Кирсанова, Н. Костюриной, Н. Парамонова, К. Ангарской.
В годы Вел. Отеч. войны
театром руководили А. Д. Треплев и Е. Н. Белов. В этот период в осн. шли
пьесы совр. авторов: «Машенька» А. Афиногенова, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские
люди», «Жди меня», «Так и будет» К. Симонова, «Генерал Брусилов» И.
Сельвинского, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, а также классич. произведения:
«Таланты и поклонники», «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты»
А. Н. Островского, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Три сестры» А. П. Чехова и др.
Тема Вел. Отеч. войны
вошла в репертуар на мн. годы. Одним из первых театр инсценировал роман А.
Фадеева «Молодая гвардия». Лучшими спектаклями воен. тематики стали: в 1950-е
гг. – «Сильные духом» Д. Медведева, «Барабанщица» А. Салынского, «Таня» А.
Арбузова, «В степях Украины», «Калиновая роща» А. Корнейчука, в 1970-е – «Берег»
Ю. Бондарева, в 1980-е – «А зори здесь тихие...» Б. Васильева, «Лицо
неприкосновенное» по роману В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения Ивана
Чонкина».
После войны гл. реж.
были: Е. Г. Амантов, К. В. Эггерт, Л. С. Самборская, Н. А. Шевелев, Ю. Н.
Мизецкий, Н. И. Верминский, Ю. В. Юровский, Ю. Н. Гранатов, С. М. Рейнгольд, А.
В. Иванов и др. Каждый из них привносил свои идеи, реализация к-рых давала в
сезон 10–15 новых спектаклей. Успеху мн. постановок способствовал талант
сценографа Г. Д. Епишина, бывш. гл. худ. театра.
В 1983 дир. театра стал
В. В. Огарев, а с 1991 он и худож. руководитель. Приглашаются на разовые
постановки спектаклей реж. разных школ и направлений. Рук. моск. «Театра на Юго-Западе»
В. Р. Белякович («Мирандолина» К. Гольдони, «Дракон» Е. Шварца, «Ромео и
Джульетта», «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой» У. Шекспира, «Мастер и
Маргарита» М. Булгакова). Успешным было сотрудничество с Малым академич.
театром: реж. В. Н. Иванов поставил в П. два спектакля по пьесам А. Н.
Островского «Волки и овцы» и «Бешеные деньги». Постановщик из Венгрии Геза
Балог поставил спектакль «Флора Тоот» Ш. Броди, Антал Ренц – мюзикл по
пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак». Спектакль «Тетушка Мэйми» Роберта Ли
поставил амер. реж. Дэвид Кэплан. Неоднократно приглашались реж. Б. Р. Гуревич
(СПб.), С. А. Стеблюк (М.), П. Л. Монастырский (Самара) и др. На
выезде в М. в театрах – Кремлевском, им. А. С. Пушкина, Театре наций –
с успехом прошли спектакли «Дмитрий Калинин» В. Г. Белинского (1957),
«Странный человек» М. Ю. Лермонтова (1964), «Шторм» В. Билль-Белоцерковского
(1966), «Тихий Дон» М. Шолохова, «Характеры» В. Шукшина, «Берег»
Ю. Бондарева, «Святая святых» И. Друцэ, «Флора Тоот» Ш. Броди, «Главный
разговор – завтра» В. и М. Сидоренко, «Не было ни гроша, да вдруг алтын»
А. Островского (1979), «Сад» Бар-Иосефа (1993). Театр неоднократно был
участником всеросс. фестивалей, выезжал на гастроли в Киев, Львов, Тернополь,
Сочи, Одессу, Севастополь, Керчь, Кисловодск, Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону,
Самару и др. города. Театр ставил пьесы местных драматургов: «Лермонтов» В.
Налобина, «Родное крыльцо» В. Кирюшкина, «Несколько майских дней», «Гастроли по-итальянски»
В. Садчикова, «Главный разговор – завтра» В. и М. Сидоренко, «Гусарская
элегия» В. Садчикова и Н. Инюшкина. В мае 1994 на базе пенз. театра
проводилась Всеросс. лаборатория молодой драматургии.
К концу сезона 1998–99 в
труппе состояло 40 чел., в их числе: нар. артисты РСФСР и РФ М. Каплан, Л.
Лозицкая, М. Тамбулатова; засл. артисты РСФСР и РФ Е. Бакалов, Г. Вавилов, О.
Зеленченко, А. Нехороших, Г. Репная, Н. Шевкуненко, И. Эрельт; артисты А.
Аббасов, Т. Городецкая, А. Душин, С. Казаков, Т. Карпекина, В. Конопатин, В.
Кусков, Г. Мазур, С. Нехороших, Е. Панов, А. Смелова, Н. Старовойт, Т.
Устинова, Ю. Шайхисламов и др.
Здание театра (дважды
реконструированное с 1916) имеет зрительный зал на тысячу мест, хорошо
оснащенные производ. цеха.
Лит.: ТЭ. Доп. том;
Долгорукий И. М. Повесть о рождении моем... Пг., 1916; Соболев Ю. За кулисами
провинциального театра. М., 1928; Дмитревский В. Астроном верен звездам. Л.,
1974; История русского драматического театра. Т. 1–7. М., 1977– 1987;
Пензенский драматический театр им. А. В. Луначарского. П., 1983;
Культурное строительство в Пензенском крае. Вып. 1–2; Наследие.
А. Б. Краснова.