заглавная
разделы
о проекте
контакты
поиск

поиск по ключевым словам

навигация по категориям

навигация по первой букве
вернуться

ТЕАТРА’ЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. В 1793 пенз. вице-губернатор И. М. Долгорукий построил в П. на усадьбе Полчанинова здание театра на 100 мест. 24 ноября состоялось первое представление  комедия Екатерины II «Обманщики». Спектакли игрались любителями по воскресеньям, изредка приглашались актеры из Симбирска. Репертуар составляли комедии A. П. Cумapoкoвa. С этого времени Т. ж. в Пенз. крае развивалась достаточно интенсивно. В нач. 19 в. в П. было три постоянных театра «для публики», т. е. общедоступных: театр Горихвостова (итальянская опера), В. И. Кожина (легкие переводные комедии) и наиб. крупный и универсальный Г. В. Гладкова. Кроме того, в помещичьих усадьбах функционировали домашние крепостные театры А. Б. Куракина (преим. оперы и балеты популярных комп. В. Мартини, Ф. Керцелли, а также драмы и комедии), театры В. О. Мацнева, Р. И. Ранцева, Бекетовых, Араповых. «По количеству театров губерния была на третьем месте после Москвы и Петербурга, а среди провинциальных городов и губерний – на первом» (Т. Дынник), что дало повод именовать П. в шутку «мордовскими Афинами». Самым долговечным оказался театр Г. В. Гладкова, функционировавший с 1806 по 1821, и его сына В. Г. Гладкова – с 1821 по 1829, в специально построенном здании, примыкавшем к дому хозяев (угол ул. Троицкой и Пушкарки, ныне – ул. Кирова и Замойского), на 25 лож и ок. 300 мест в партере и на галерее (см. Театр Гладковых). Состав труппы был смешанным: крепостные актеры, любители и немногие профессионалы. Только за первые 7 лет было сыграно комедий 103, опер и балетов 36, драм 32, трагедий 20, т. е. ок. 200 премьер. Ставились пьесы А. П. Сумарокова, В. А. Озерова, Я. Б. Княжнина, Д. И. Фонвизина, Мольера, П.-О. Бомарше, А. Коцебу, переложения из У. Шекспира и Вольтера. В труппе выделялись талантливый трагик Сулейманов, актеры Бурдаев, Ханов и др. В 1820–40-е гг. эпизодически функционировали любительские домашние театры Акимовых, Бахметевых, Кишенских, Чемесовых, П. Н. Арапова и губернатора А. А. Панчулидзева. Посетивший П. в 1838 чиновник М. П. Жданов отметил, что здесь нет театра, но на ярмарке играла труппа Болеславского. Однако в городе ставились любительские спектакли, напр. комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» (1834), цензурное разрешение на публичные представления к-рой было дано лишь спустя 30 лет.

В 1846 пенз. помещик И. Н. Горсткин приобрел и отремонтировал здание театра Гладковых, ставил спектакли силами любителей и сдавал здание приезжим труппам профессионалов. В 1840–50-е гг. антрепризу держал Залесский с репертуаром романтич. драм и трагедий («Эсмеральда» по В. Гюго, «Дочь разбойника», «Тридцать лет, или Жизнь игрока» и др.). В 1850 давала гастроли итал. опера, в 1853 труппа московских и петерб. актеров, в 1862–63 спектакли известного актера и реж. П. М. Медведева, к-рый организовал в П. первое актёрское т-во. В 1864 восемь спектаклей сыграл знаменитый негритянский трагик Айра Олдридж.

В 1876 театр перешел к Л. И. Горсткину, продолжившему дело отца. Следует отметить антрепризу Г. Граббе, ставившего в Летнем саду мелодрамы и водевили, В. П. Далматова в сезоны 1877–81, в труппе к-рого играл будущий писатель В. А. Гиляровский. В репертуаре Далматова были пьесы А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, Ф. Шиллера, У. Шекспира и др. Из актеров следует отметить бр. Адельгейм, Мамонта Дальского, Орленева, Федотову, семейство Садовских. После театра Горсткиных нек-рое время функционировал чисто коммерч. театр Вышеславцева. В нём начинали службу будущая нар. арт. Е. П. Корчагина-Александровская, актер Н. П. Россов, «чисто пензенский Гамлет» (Н. Буренин). В 1880–90-е гг. антрепризу держали реж. Дубовицкий, известный драматург и актер Д. Т. Ленский, впервые поставивший в П. «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, в спектаклях играли известные артисты Андреев- Бурлак, Киселевский, комик Жуковский, Зорина.

В 1896 организуется Пенз. нар. театр, открывший сезон пьесой Островского «Бедность не порок». В его постановках участвовали члены ранее созданного драм. кружка имени Белинского: В. Э. Мейерхольд, Д. С. Волков, О. М. Мунт, а позже, уже в 20 в., И. И. Мозжухин, будущий маршал М. Н. Тухачевский и др. Период существования театра (до 1918) ознаменован серьезной и плодотворной деятельностью. В его репертуаре наряду с традиц. классикой (Грибоедов, Сухово-Кобылин, Островский) были и совр. авторы: А. П. Чехов, Л. Андреев, Л. Н. Толстой, С. Найдёнов, Е. Чириков, К. Гамсун, Г. Гауптман, Г. Ибсен. Работа местного театра не препятствует гастролям др. театров в П. В 1904 в П. приезжает Мейерхольд со своим «Товариществом Новой драмы», знакомя земляков с пьесами А. М. Горького. В 1911 гастролирует драм. труппа Д. С. Семченко, в 1912 театр В. В. Чарского, в 1913 антреприза Д. Ф. Константинова. Систематически гастролируют опера и оперетта (гл. обр. в летние сезоны). В иные годы в П. одноврем. работали 2–3 труппы. В 1916 открывается специально построенный Нар. дом им. имп. Александра II, предоставивший театр. иск-ву превосходную сцену. Здание (ул. Московская, 89) до сих пор основное помещение стационарного Пенз. обл. драм. театра.

В первые послереволюц. годы в городе возникают многочисл., часто кратковрем. самодеятельные театр. коллективы. Так, только в 1918–19 зафиксированы: Камерный театр, Свободный театр (он же Театр худож. миниатюр), Гарнизонный (он же театр «Народный дом»), Летний театр им. Белинского и просто «Новый летний театр». Наконец, Пролеткультовский театр и ещё Гос. студия драм. иск-в.

Увлечение сценой носило более просвещенческий, нежели театрально-худож. характер. Наиб. типична «Госдрамстудия», «насчитывающая до 119 курсантов», поставившая неск. пьес классич. репертуара и одноактных спектаклей-инсценировок. Пополнив состав преподавателей за счёт выпускников местной драм. частной школы Зениной, студия организовала ещё и филиал при губвоенкомате – «175 курсантов-красноармейцев, преимущественно крестьян».

Более серьезной была деятельность театра «Народный дом». Репертуар его включал помимо пьес, «созвучных эпохе» («Стенька Разин», «Вильгельм Телль», «Смерть Дантона» и др.), старую классику – Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, Мольера, К. Гуцкова и даже «Царя Эдипа» Софокла. Кроме того, театр «стал давать не только драму, но и оперу из местных молодых сил» – оперной (Ф. П. Вазерский) и балетной (И. В. Быстренина) студий. Затем они выделились в самостоят. оперный театр «Те-ма», существовавший до нач. 1919–20-х гг. В это же время театр. студии возникли и в уездных городах: Инсаре, Саранске, Нижнем Ломове, Кузнецке.

В 1920 театр получает статус профессионального и ему присваивается имя А. В. Луначарского, пьесы к-рого – «Канцлер и слесарь», «Яд», «Королевский брадобрей», «Медвежья свадьба» шли на его сцене. Работа театра поражает своей интенсивностью: в отчете за янв. 1921 перечислены 22 драмы и 21 опера, поставленные, и указаны еще 24, принятые к постановке. В осн. это репертуар, типичный для большинства театров того времени.

В 1930–40-е гг. репертуар обновляется за счёт новых сов. пьес («Темп», «Поэма о топоре», «Мой друг» Н. Погодина, «Любовь Яровая» К. Тренева, «Шторм» Билль-Белоцерковского, «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Хлеб» и «Чудесный сплав» В. Киршона, «Платон Кречет» А. Корнейчука и мн. др.).

Важным событием в жизни Пенз. края было открытие в 1934 филиала моск. академич. Малого театра в с. Земетчине (см. Земетчинский филиал московского Малого театра). В отличие от аналогичных филиалов других театров, комплектовавших труппы из второстепенных актеров, в данном случае коллектив возглавил выдающийся режиссер И. С. Платон, а в спектаклях принимали участие ведущие артисты. Неск. лет работал обл. колхозно-совхозный театр смешанного состава в Н. Ломове.

В годы Вел. Отеч. войны Пенз. обл. драм. театр разрабатывает героико-патриотич. тематику («Парень из нашего города» К. М. Симонова и его же «Русские люди», «Нашествие» Л. М. Леонова и др.). Артисты в составе творч. бригад давали концерты и выступали перед бойцами Кр. Армии. В те же годы функциoниpует театр в Кузнецке.

В послевоен. годы приходит молодежь, окончившая театр. ин-ты и др. спец. учеб. заведения. Повышается исполнительская культура. Меняются и запросы зрителей. Налицо рост интереса к сцене, к драм. иск-ву, что находит отражение в большом кол-ве самодеятельных театр. коллективов. Так, в первые послевоен. годы в П. ставили пьесы драм. кружки при ДК им. Кирова, при клубе железнодорожников, в педагогическом и индустр. ин-тах. Улучшается матер. база обл. драм. театра – его здание дважды капитально реконструируется, увеличивается состав труппы и т. д.

Театральную жизнь других регионов области представляет Театр кузнецкий драматический, существовавший с 1898 до 1966, а также театры народные (в Сердобске, Лунине, Бессоновке и др.).

Традиционно каждое лето на гастроли в П. приезжали театры из Смоленска, Ульяновска, Горького, Ростова, Липецка, Таганрога, Шахт, Ижевска, Челябинска, Перми, Волгограда, Казани, Краснодара, Тернополя, Саратова, Иванова, Куйбышева и др. Проходили гастроли столичных театров: Моск. обл. театра драмы, Моск. академич. Малого театра, с к-рым установлена долговременная творч. связь. В свою очередь Пенз. театp посетил с гастролями немало городов страны, в том числе четырежды (в 1957, 1958, 1966, 1979) М., а в 1985 – Л.

Мн. спектакли в П. в 1980–90-е гг. ставили известные режиссёры: нар. арт. СССР П. Л. Монастырский («Крошка» Ж. Летраза, «Левша-92» В. Константинова и Б. Рацера), В. Белякович («Мирандолина» К. Гольдони, «Дракон» Е. Шварца, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова), реж. из Венгрии Антал Ренц, Геза Балог. В свою очередь, пенз. реж. С. М. Рейнгольд, А. В. Иванов ставили спектакли в Венгрии.

Мн. лет в П. существует театр кукол. В 1992 организован театр юного зрителя. В Кузнецке с 1979 работает эксцентрич. молодёжный театр-студия «Бум».

Особенностью Т. ж. послевоен. времени является интерес к тематике и драматургии краеведч. характера. Впервые были поставлены юношеские драмы М. Ю. Лермонтова «Испанцы» и «Странный человек», трагедия В. Г. Белинского «Дмитрий Калинин». Ставились пьесы совр. местных авторов: «Родное крыльцо» и «Мятежный год» В. И. Кирюшкина, «Лермонтов» В. П. Налобина, «Три дуэли» А. С. Гуляева, «Несколько майских дней» В. Н. Садчикова, «Главный разговор – завтра» М. и В. Сидоренко, «Гусарская элегия» Н. М. Инюшкина и В. Н. Садчикова. Было мн. инсценировок прозы писателей-земляков и оригинальных драм. постановок на местном телевидении (В. Л. Садовского, В. С. Стенькина, К. Д. Вишневского, Н. М. Инюшкина и др.).

В 1984 был открыт музей cцeнического искусства в доме, некогда принадлежавшем семейству Мейергольдов. На базе музея функционирует театр «Авансцена» (рук. Н. А. Кугель), осуществляющая постановку одноактных пьес. В музее, носящем имя В. Э. Мейерхольда, проходят посвященные его творч. наследию науч. конференции с участием ведущих отечественных и зарубежных театроведов и искусствоведов.

С Пенз. краем тесно связаны мн. лица, имевшие непосредственное отношение к театру. Как драматурги выступали И. М. Долгорукий, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов, И. А. Салов, П. Н. Арапов, С. А. Найденов, выдающимися актерами и театр. деятелями были В. Э. Мейерхольд, И. И. Мозжухин, кинорежиссер В. И. Пудовкин, театр. критик Н. Д. Волков, нар. артисты РСФСР П. М. Кирсанов и Л. А. Лозицкая.

«По туманной, но безошибочной классификации антрепренеров... город Пенза... всегда считался городом театральным» (А. Гладков).

Лит.: Молебнов М. П. Пензенский крепостной театр Гладковых. П., 1955; Дынник Т. Крепостной театр. М., 1933; Волков Н. Д. Театральные вечера. М., 1966; Гиляровский В. А. Мои скитания. Люди театра. М., 1987; Гладков; Дьяконов В. Лицедеи, певчие, музыканты. Саратов, 1991; Наследие.

К. Д. Вишневский.

 

 


вернуться