заглавная
разделы
о проекте
контакты
поиск

поиск по ключевым словам

навигация по категориям

навигация по первой букве
вернуться

ВЬЯ’ССКАЯ ВЛАДИ’МИРСКО-БОГОРО’ДИЦКАЯ МУЖСКА’Я ПУ’СТЫНЬ (с. Б. Вьяс Лунин. р-на) основана на рубеже 17 и 18 вв. на правом берегу р. Вьяс при источнике, куда, по преданию, старцами Иоанном и Тихоном была принесена икона Владимирской Божией Матери. Там, в лесу, была построена дерев. часовня, позже – кельи, а в 1713 стараниями графа Г. И. Головкина, пожертвовавшего на устроение обители земли, лес. угодья и рыбные ловли, – дерев. церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери. В 1740 построена вторая дерев. церковь – во имя Живоначальной Троицы. В 1764 пустынь упразднена, а гл. церковь сделана сел. кладбищенской. В 1801 пустынь вновь возродилась, но в разные годы была приписана к Саранскому Петропавл. монастырю и Пенз. архиерейскому дому, лишь с 1828 по 1832 оставаясь самостоятельной. Ее истинное возрождение началось с 1851, когда она снова получила самостоятельность. Вместо ветхих церквей были построены новые дерев. церкви во имя Живоначальной Троицы (1851) и в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1857) и камен. пятиглавая церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери (1853–62), иконы для к-рой написал худ. имп. АХ С. Перелогин. В 1853 в общине насчитывалось уже 16 чел. В кон. 19 в. пустынь представляла из себя компактно располож. комплекс, включающий кроме трех церквей 4-ярусную камен. колокольню, жилые и хоз. постройки. Здания были окружены камен. оградой (1886), протяженностью 500 саженей, с двумя башнями на углах зап. стороны и двумя воротами. В 1898–1903 построен еще один камен. храм в память Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. На 1907 община насчитывала: настоятеля, 21 монаха, 5 послушников и 25 находящихся на испытании. Пустынь упразднена после 1917. К наст. времени сохранился лишь один гл. храм, а также здание трапезной, настоятельский и братский корпуса, 1-этажная камен. хозпостройка. Над источником установлена часовня.

Лит.: ПЕВ. 1887. № 10, 12; Пензенская епархия.

А. И. Дворжанский.

 

 


вернуться