БУРТА’СЫ, народ, живший в 8–14
вв. в Поволжье и Посурье, частично на землях, впоследствии составивших терр.
Пензенского края. Первое упоминание у араб. энциклопедиста Аль-Калби в конце 8
в. Наиб. полная информация содержится в труде персид. автора 10 в. ИбнРуста. В
coвокупности по письм. источникам история Б. выглядит следующим образом:
буртасы – это тюркский конгломерат племен, объединенных общим названием в 8 в.
Сначала они были зависимы от хазар и платили им дань, выставляя по их
требованию до 10 тыс. всадников, а затем в 11 в. вошли в состав Волж. Булгарии,
где и потеряли свое имя. Земля Б. лежала между хазарами и булгарами и занимала
терр. в 15–17 дней пути, на правом берегу р. Волги (Итиль). От Б. до хазар шла
степь с благоустр. дорогами. К Б. можно было попасть как по суше, так и по рр.
Волге и Суре. Между Б. и булгарами насчитывалось три дня пути, и их соединял
торг. путь. В 9–10 вв. Б. постоянно воевали с булгарами и печенегами. Управляли
Б. старейшины, имевшиеся во всех поселениях. Среди Б. был распространен обычай
кровной мести, а девушки у них сами выбирали себе женихов. Б. занимались
cкoт-вoм и земледелием, разводили КРС, а также имели верблюдов и лошадей. Гл.
богатством у Б. считались меха и мед. Летом они жили в шатрах, а зимой в дерев.
домах. Одевались в халаты и шубы, носили головной убор с чалмой. Оружие –
кинжалы, дротики, топоры и луки со стрелами. Обычно Б. делят на два разряда по
погребальному обряду. Одни из них сжигали своих покойников, другие хоронили. По
этнокультурному определению Б. в результате двухсотлетнего изучения сложилось
множество точек зрения, к-рые можно объединить в 3 осн.: тюркская, аланская и
морд. (наименее распространенная). Наиб. распространенной же является тюркская,
хотя единства среди ее сторонников нет. Б. относят к предкам чувашей,
татар-мишарей, башкир и по-разному представляют процесс превращения Б. в эти
народы. Так, сторонники татаро- мишарской точки зрения считают Б. либо тюрками
и отождествляют их с археол. памятниками с коричнево-красной гончарной посудой на
терр. Пенз. края (М. Р. Полесских, А. Х. Халиков, Г. Н. Белорыбкин), либо
уграми без археол. привязки (Б. А. Васильев, А. В. Расторопов). В 1980-е гг.
появляется алано-асская гипотеза, отождествляющая Б. с лесостепным вариантом
салтово-маяцкой археол. культуры. Важную роль здесь играет археология, к-рая
позволила проверить достоверность письм. сообщений о Б. Было установлено, что
на терр. Пенз. края существует большая группа поселений 10–13 вв. с гончарной
посудой булгарского типа. Поселения расположены двумя компактными группами,
одна из них занимает Верх. Посурье (21 городище, 25 селищ), а другая – верховья
рр. Выши, Вад, Мокши (11 городищ, 15 селищ). Существует мнение, что эти
поселения были буртасскими. С 10 в. Б. расселяются по всему Верхнему Посурью, вытесняя
оттуда мордву-мокшу, в осн. вдоль торг. трансевропейского сухопутного пути из
Булгара в Киев. На месте одной из остановок возник г. Буртас, впоследствии
столица Буртасского княжества, в составе Волж. Булгарии. Именно в это время
(кон. 10 – нач. 11 вв.) исчезает имя Б. и начинаются их активная булгаризация,
распространение элементов булгарской культуры. Жили Б. в срубных полуземлянках,
к-рые обогревались очагами из камней и глины. Еду готовили во дворе на спец.
печах. Осн. занятиями Б. в это время становятся пашенное земледелие с
использованием тяжелого колесного плуга, а также жив-во. Наряду с с. хоз-вом
развивается ремесл. произ-во: гончарное, кузнечное, ювелирное, косторезное и
деревообрабатывающее, не уступающее булгарскому по качеству. В то же время Б.
привнесли мн. своих традиц. черт в общебулгарские технологии. Высокий уровень
развития экономики предопределил и уровень гос.-полит. устройства. В рамках
Волж. Булгарии возникает территориально обособленное Буртасское княжество. В
начале 12 в. часть Б. расселяется в Bepx. Примокшанье, где вступает в тесные
контакты с Др. Русью и мордвой. Именно в это время возникают легенды о морд.
князьях Пуреше и Пургасе, один из к-рых был сторонником Руси, а другой – Волж.
Булгарии. В 13 в. экон. подъем Б. был остановлен. И хотя после разгрома
монголо-татарами Волж. Булгарии (1236) Б. вновь обрели свое имя, уже в 1237 они
сами были уничтожены войском Батыя. В рус. источниках Б. называют как один из
народов Золотой Орды. Часть Б. переселилась в Ср. Посурье. В рус. летописях
отмечается, что Б. принимали участие в Куликовской битве как сторонники Мамая.
После развала Золотой Орды Б., жившие в Примокшанье, попали в зависимость от
России, а Б. на Суре вошли в состав Казанского ханства. После присоединения
Поволжья к России они упоминаются в писцовых кн. и актах начиная с 17 в., но
уже как Б. – посопные татары. Селения их локализуются преим. в ср. течении р.
Суры, где фиксируется особая группа татар-мишарей (лямбирская), и на р. Оке,
где также до сих пор проживает темниковская группа татар-мишарей. Отд.
поселения Б. встречаются по всему Ср. Поволжью, свидетельством чему может
служить сохранившаяся буртасская топонимика. Наибольшее число топонимов
сосредоточено в юж. половине Мордовии и сев. ч. Пенз. обл. Б. являются предками
татар-мишарей, в т. ч. и проживающих на терр. Пенз. края.
|
|
Орудия труда и
ремесленные изделия буртасов: 1. Лемех (железо). 2. Топор (железо). 3.
Удила’ (железо). 4. Наконечники стрел (железо). 5. Стремена (железо). 6.
Серьга (серебро). 7. Поясные накладки (бронза). 8. Пряжки (бронза).
|
|
Лит.: Белорыбкин Г. Н.
Древняя история Пензенского края. П., 1988; Халиков А. X. Татарский народ и его
предки. Казань, 1989; Белорыбкин Г. Н. Буртасы. Взгляд на проблему //Временник.
1994. № 11.
Г. Н. Белорыбкин.