ЧУВА’ШИ (чаваш), народ,
проживающий преим. в Ср. Поволжье, Прикамье и на Юж. Урале. По переписи 1989,
на терр. России проживают 1842000 Ч. В Пенз. обл. – 7075 чел. (0,5%
от общ. числа нас. обл.). Осн. масса сосредоточена в Неверк. р-не (4739 чел.,
или 24,8% от числ. нас. р-на) и в Кузн. р-не. В прошлом в чуваш. селах
нынешнего Неверк. р-на проживало: в с. Алешкине в 1709 – 74 чел., в
с. Бикмурзине – 49 чел. По переписи 1745–47, в дер. Изекеево – 43
души. Село Неверкино названо по имени чуваша Невера Кебекеева (Кевенеева),
поселивш. здесь в нач. 18 в. По переписи 1745–47, в селе жили служилые Ч. –
138 душ. Ныне село чувашско-русско-татарское; с. Сосновый Овраг осн. в нач. 18
в. В 1709 в нем числилось 39 чел. Чуваш. название села – Асла Яли (Большое
село); с. Ст. Андреевка упоминается в 1709 как дер. Азрапина, Андреевка тож (53
двора и 228 ясачных Ч.). В Кузн. р-не чуваш. села Тарлаково-1, Тарлаково-2. В
Городищ. р-не чуваш. село Шнаево, осн. до 1725 служилыми Ч. Этноним «чуваш»
появился в рус. источниках в 1521, но вплоть до 18 в. Ч. отождествлялись с
черемисами (марийцами). В антропологич. плане у Ч. есть европеоидные и
монголоидные черты. Язык относится к болгарской группе тюркских языков
и имеет 2 диалекта: верховой (оканье) и низовой (уканье). Чуваш. лит. язык
оформился на основе низового диалекта. В этнографич. плане Ч. делятся на три
группы: верховых (вирьял) – северных, низовых (анатри) – южных и
средненизовых (анат енчи). В Пенз. обл. живут в осн. низовые. Верующие Ч.
православные. Этногенез очень сложен и дискуссионен. Существует точка зрения,
что их предками были волжские булгары (булгары-сувары), а историю Ч. начинают
со 2-го тыс. до н. э., с эпохи хунну (гуннов); этноним «чуваш» возводится к
названию одного из булгарских племен – сувар. В основе этой гипотезы лежит
сходство чуваш. языка с позднебулгарским (данные археологии пока не
подтверждают эти выводы). Нет объяснения и превращению булгар-мусульман в
чувашей-язычников. Согласно другой точке зрения, происхождение Ч. связано с
местными финно-угорскими племенами (городецкая и пьяноборская культуры), с к-рыми
смешивались пришлые тюркские племена начиная с сер. 1-го тыс. н. э. и кончая
крупным переселением волжских булгар в 13–14 вв. после прихода монголо-татар,
что подтверждается письмен. и археол. источниками. Во 2-й четв. 15 в. Ч. были
включены в состав Казанского ханства, где платили 13 видов податей, несли
ратную и трудовые повинности. Крестьяне относились к числу ясачных людей и
управлялись ханскими наместниками и чиновниками, а также чуваш. князьями
(емпу), сотниками (серпу) и тарханами (турхан). В 1551 добровольно приняли рус.
подданство, а в 1552 помогали рус. войску в походе на Казань. Сооружение
засечно-сторожевых черт в 16–17 вв. позволило начать заселение юж. р-нов, в том
числе и Пенз. края. Всего, по первым ревизским спискам (1717–27), в Ср.
Поволжье было 217600 Ч. В 1740-х гг. начался процесс отатаривания тех крестьян,
к-рые отказались креститься. Экон. основой хоз-ва Ч. было земледелие. Поля
пахали сохой (сухапус), реже плугом и разрыхляли землю дерев. боронами. Соха
была однотипной с русской. Применялись также косуля для лесных почв и старинный
сабан (акапус) для черноземов в лесостепи. Рожь жали серпами (сурла) и
связывали в снопы, снопы складывали в копны (семел). Осн. с.-х. культурой была
рожь; сеяли ячмень, овес, пшеницу, горох, гречиху, возделывали коноплю, лен.
Сажали картофель, репу, свеклу, чеснок, лук, огурцы, капусту. Крайне слабо было
развито жив-во. Занимались бopтничecтвoм и охотой. В прошлом у Ч. существовали
малые (7–8 чел.) и большие (до 40 чел.) многопоколенные семьи, в к-рых
господствовали патриархальные традиции. Семьи объединялись в общины. В быту
была распространена общинная помощь (ниме), к к-рой прибегали при заготовке
леса, строит-ве дорог и домов. Чуваш. свадьба (туй) продолжалась 4–5 дней и
состояла из комплекса обрядов и церемоний с угощением, пением и скачками, жених
платил за невесту калым деньгами. Жениться можно было лишь на девушке из другой
деревни. Значит. место в быту занимали религ. праздники как христианские
(сурхури – святки), так и языческие (синсе – праздник земли). Большую
роль играли с.-х. обряды, часто с жертвоприношениями, и обряды поминальные. В
фольклоре выделяются сказания о последнем чуваш. турхане, о разбойнике
Уразмете и богатыре Сарри-батыре. Длит. время Ч. пользовались лунно-солнечным
календарем, что нашло отражение в календарно-обрядовой с.-х. поэзии. Развит
жанр сказок, многие из к-рых схожи со сказками др. народов. Распространенный
сюжет – поиски крест. сыном страны счастья. Вокальная нар. музыка
одноголосна, с преобладанием пентатоники. Из нац. муз. инструментов были
распространены пузырь (шапар), волынка (сарнай), скрипка, гусли (кесле).
Периодически в течение года устраивались пирушки для родственников и друзей.
Осн. податью были денежный и хлебный ясак, к-рый был в то же время и единицей
обложения. Отсюда и название части Ч. ясачными, а находившихся на воен. службе
называли служилыми. Широко были развиты ремесла: бондарное, изготовление
корзин, телег, кожевенное, сыромятное и войлочное дело, обработка кости. После
крест. войны 17 в. Ч. было запрещено заниматься кузнечным и серебряным делом. В
сурских лесах действовали пр-тия по произ-ву поташа, смолы, дегтя, в результате
чего леса сильно поредели. В наст. время б. ч. Ч. продолжает жить в сел.
местности. (См. Двор чувашский, Жилище чувашское, Мифология чувашская, Одежда
чувашская, Орнамент чувашский, Пища чувашская.)
Лит.: Народы России; История
Чувашской АССР. Чебоксары, 1983. Т. 1; Народы Поволжья и Приуралья. М., 1985;
Курицын И. И., Юпатова В. Н. География населения Пензенской области. П., 1992.
Г. Н. Белорыбкин.