ДЕРЕВЯ’ННАЯ АРХИТЕКТУ’РА, в области представлена
гл. обр. либо культовыми зданиями (церкви, часовни, мечети), либо жилыми домами
гор., крест. и помещичьих усадеб. Церкви имеют, как правило, традиц. продольно-
осевую композицию с храмом типа «восьмерик на четверике». Их разнообразие
достигается за счет различных комбинаций завершений колокольни и храма.
Наибольшее распространение получили церкви, храмовая часть к-рых покрыта
куполом (Поим Белинск. р-на, 1903; Дубровки Камешк. р-на, 1909; План и
Кунчерово Неверк. р-на, 1886, 1882). Разновидностью таких церквей являются
одноглавые церкви с шатровой колокольней, ориентир. на традиции камен.
культового зодчества 17 в. (Теряевка Неверк. р-на, 1753; Б. Садовка и Балук
Сосновобор. р-на, 1900 и нач. 20 в.). Привнесение в их архитектуру барочных
мотивов позволило не только приглушить диссонанс между разнотипными
завершениями колокольни и храма, но и придать всему объему церкви определ.
изящество, к-рым отличалась церковь во имя Иоанна Предтечи в с. Комаровка Кузн.
р-на, построенная в 1776 и ныне утраченная. У ряда церквей можно наблюдать
сочетание шатровой колокольни с таким же завершением храма: в Корсаевке и Н.
Каштановке Белин. р-на, 1873 и 1870; в Новокрещене Городищ. р-на, 1869, и в
Сурмине Кузн. р-на, 1928. Причем в последней и обычные для венчающей части
завершений главки заменены на небольшие шатры. У остальных же церквей для
усиления их выразительности грани шатров изломаны щипцами. К единичным
сооружениям в области относятся церкви с пятиглавыми (Тешнярь Сосновобор. р-на,
1897) либо пятишатровыми (Нечаевка и Ребровка Никольск. р-на, 1887 и 1896)
храмами. У последней имеется аналог в камен. зодчестве – церковь в с. Карповка
Серд. р-на. Уникальной для Пенз. обл. была 9-главая церковь центричной
композиции в с. Каменка Кузн. р-на, построенная в «русском» стиле, сочетающая в
себе традиции камен. узорочья 17 в. и рус. нар. дерев. архитектуры.
К центричным относится также и небольшая церковь в с. Сосновка Кузн. р-на,
1863, отмеченная с трех сторон классич. портиками, придающими ей законченность
образа и лаконичность. Сооружением в 1994 в пригороде П. Ахунах шатровой
шестиглавой Никольской церкви (арх. Д. А. Борунов) была восстановлена
прерванная за годы сов. власти преемственность в стр-ве правосл. храмов на
терр. Пенз. обл.
Жилые дома можно условно
разделить на здания, типичные для данного региона, и сооружения, резко
выделяющиеся на фоне рядовой застройки. Индивидуализация крест. жилища началась
в кон. 19 в., городского чуть раньше, с 1870-х гг., в результате проникновения
в дерев. стр-во пропильной резьбы, в к-рой особенно большое распространение
получили растит. мотивы. На улицах П. можно встретить еще немало домов,
украшенных дерев. резьбой. Среди них вершиной фантазии и мастерства
является дом лесопромышленника С. Л. Тюрина (см. Тюрины) (ул. Куйбышева, 45-а),
в к-ром сейчас размещается Музей народного творчества – девятиоконный особняк с
мезонином, весь покрытый дерев. резным кружевом. К интересным пам. дерев. жилой
арх-ры П. относится дом надв. советника Г. М. Лысова (ул. Куйбышева, 15),
построенный в сер. 19 в., на гл. фасаде к-рого можно видеть украшения,
выполненные в редкой для П. технике объемной резьбы. Примером воплощения в
дереве приемов, характерных для камен. зодчества, является дом О. И. Копыловой
(ул. Володарского, 9). Появившийся в нач. 20 в., он обогатил дерев. архитектуру
П. необычным сплавом нар. традиций и принципов классицизма. Широкое
использование в декоре дерев. резьбы порой придает дому такое своеобразие, что
он становится произв. иск-ва (напр. два дома-близнеца на ул. Ключевского,
№ 24 и № 26; дома по ул. Гладкова, 24; ул. М. Кочетовка, 1; ул.
Гоголя, 33). Однако большинство домов в П. запоминаются не столько своим
обликом в целом, сколько отд. фрагментами, среди к-рых представляют интерес
чисто пенз. элементы. К ним прежде всего следует отнести навершие оконного
наличника с накладной конструкцией, напоминающей скворечник, к-рое можно видеть
на домах, расположенных по адресам: ул. Гоголя, 14 и 20; ул. Урицкого, 58;
ул. Революционная, 73; ул. Суворова, 82 и др., а также в с.
Бессоновка на доме близ ж. д. (ул. Пристанционная, 13), испытавшем на себе
влияние гор. архитектуры. Свои отличит. особенности в декоративном оформлении
дерев. жилых домов имеет каждый нас. пункт области. Так, в Бессоновке на ул.
Центральной выделяется неск. трехоконных домов (№ 172, 208, 238), характерными
чертами к-рых являются: почти полное отсутствие у фронтонов нижней части,
заполнение всего тимпана и стяжки растит. орнаментом и увенчание фронтона
гребнем из просечного железа. Большое разнообразие видов среди деревянных жилых
домов наблюдается в Кузнецке, напр. два небольших домика (ул. Кирова, 216, и
Стекловская ул., 96), выполненные одним мастером, нижняя часть фронтона к-рых в
своей ср. части изогнута дугой вверх, а в образовавшемся поле помещены резное
изображение полусолнца и даты их постройки – 1927 и 1928. Необычным является
пятиоконный дом (ул. Калинина, 145) с тремя щипцами, увенчанными шпилями.
Оригинально решен и фасад дома № 32 по ул. Дарвина: его окна имеют треуг. и
трапециевидные завершения, а щипец – объемное заполнение в виде трех
дугообразных подзоров. В декоративном оформлении жилых домов Кузнецка можно
выделить два осн. направления: украшение их ажурной пропильной резьбой, преим.
растит. характера (ул. Белинского, 213; ул. Калинина, 82 и 163;
ул. Кирова, 204, 211 и 225; Овражная, 26), придающее зданию
выразительность, и исполнение накладных элементов геометрич. формы, характерное
для нач. 20 в. В последнем случае происходит явное обеднение архитектуры. Лишь
в отд. случаях этот прием оказывается оправданным – при оформлении крупных
зданий, там, где их выразительность достигается общей композицией фасада либо
оригин. деталями, акцентирующими на себе внимание: фигурными аттиками,
пинаклями (ул. Калинина, 130), шатром (ул. Кирова, 161). В Беднодемьяновске
наряду с традиц. дерев. домами имеется неск. особняков (ул. Коммунальная,
31; Красный проспект, 31, и Революционная ул., 7), вход в к-рые осуществляется
через объемы, покрытые шатрами. В Наровчате лучшим памятником Д. а. является
дом, располож. на углу ул. К. Маркса и Советской, богато украшенный
пропильной резьбой, эффектно выделяющейся на фоне необшитого сруба. Отличит.
особенность зданию придает его угловая часть, имеющая шатровое завершение с
врезанными в него с двух сторон треуг. фронтонами. Наиб. выдающиеся памятники
жилой Д. а. связаны с усадебным строительством. К сожалению, лучшие из них уже
утрачены. Это прежде всего двухэтажный дом помещиков Араповых в Бессоновке,
построенный в 1-й пол. 19 в., к-рый имел со стороны парка выступающую по центру
полуротонду, окруженную галереей из спаренных коринфских колонн, типичный
образец позднего классицизма. Другим памятником дерев. архитектуры был гл.
дом усадьбы Шуваловой-Долгоруковой в Земетчине, сочетающий оригинальную
объемно-пространств. композицию и характерные для нар. зодчества приемы
декоративного оформления. Уникальным элементом декора было помещенное на
фронтоне здания огромное изображение солнца – образец умелого использования
несложной пропильной резьбы для достижения большей выразительности. В декоре
дома помещицы Рихтер в с. Ст. Потловка Колышл. р-на весь акцент сделан на
фигурном аттике, украшенном дерев. резьбой и шпилями. Традиция украшать жилые
здания пропильной резьбой нашла продолжение в сов. время. В с. Рус. Камешкир не
только отд. дома, но и целые улицы являются своеобразными памятниками Д. а.
Разработанные жителями этого села бр. Сорокиными орнаменты и мотивы дерев.
убранства использованы в гражд. обществ. архитектуре: в украшении трактира «Золотой
петушок», ставшего одним из наиб. заметных памятников Д. а. 2-й пол. 20 в. в
П., кафе «Засека», построенном на окраине П. в 1978 по проекту того же
автора, пенз. худ. А. В. Маматкадзе, где использовались приемы древнерус.
теремной архитектуры.
К почти не сохранившимся
памятникам Д. а., без к-рых раньше немыслим был ни один сел. ландшафт,
относятся ветряные мельницы, существующие в наст. время в д. Никифоровке Иссин.
р-на и в с. Озерках Сосновобор. р-на.
Лит.: Пензенская епархия;
Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912; Назарова Н., Савин О.
Таланты народные.
А. И. Дворжанский.