ДОМ ЖИЛО’Й, претерпел неск. этапов
своего развития. Наиб. простым типом жилища является изба, т. е. однокамерный
(четырехстенный) дом, в основе к-рого лежит сруб. Дальнейшее усложнение Д. ж.
шло путем появления таких конструкций жилища, как пятистенок, дом с прирубом и
«дом-связь», а в городе, кроме того, посредством надстройки второго этажа.
Избы, как правило, рубились «в обло». Крыши делались двух- и четырехскатные,
покрывались соломой, дранкой, лубом, щепой, тесом, а позднее – железом.
Зажиточные крестьяне во 2-й пол. 19 в. начали строить кирп. Д. ж.,
планировочная структура к-рых восходила к обыкнов. избе и к «пятистенку», а
эклектичный характер декора был довольно заурядным. Дома рядовых горожан
вначале мало чем отличались от сельских. Купечество предпочитало обзаводиться
двухэтажными кирп. зданиями, низ к-рых использовался под торг. заведения, а
верх под жилье. Дворяне селились в нек-ром удалении от торг.-ремесл. части
города (в П. таким местом прежде всего была ул. Дворянская), типичным Д. ж. для
их проживания в нач. 19 в. был дерев., обычно в 7–9 окошек с антресолями
(мезонином), с анфиладной планировкой внутр. помещений, обычный набор к-рых был
таким: зала или столовая, гостиная, диванная, спальня, уборная, кабинет,
девичья. В 1-й пол. 19 в. жилое стр-во регламентировалось образцовыми
проектами. Один из таких камен. домов можно видеть по ул. Кирова, 15. Широкое
использование в декоре деревянной резьбы началось с 70-х гг. 19 в. под влиянием
проектов столичных архитекторов, выполненных в «русском» стиле. Этому
способствовала и публ. аналогичных проектов в «Пензенских губернских
ведомостях» в 1876, по одному из к-рых, составленному А. С. Федотовым, был
построен Д. ж., сохранившийcz до сих пор (Куйбышева, 24). В дальнейшем
украшение Д. ж. шло в направлении усложнения и детализации пропильной резьбы,
введения в декоративное оформление новых мотивов, рожденных нар. фантазией,
создания местных традиций нар. зодчества, свободных от надуманных излишеств
(см. Деревянная резьба). Резьбой украшались не только вновь строящиеся, но и
старые дома, как, напр., бывший дом В. Н. Загоскиной – классич., с
мезонином, получивший свое декоративное убранство в кон. 19 в. и ставший лучшим
памятником дерев. архитектуры П. (ныне музей народного творчества). В 1865
в П. насчитывалось 4678 дерев. и лишь 169 камен. жилых домов, б. ч. из к-рых
сосредоточена на гл. улице – Московской, где они были построены «сплошной
фасадой», т. е. примыкали друг к другу. Среди жилой застройки в нач. 20 в.
на ул. Московской выделялись богатой лепной отделкой, выполненной в эклектичной
манере, дома: купцов Кузнецовых (№ 39), Карповых (№ 60) и мещанки Ф. Г.
Жгутовой (№ 93); комфортабельностью – дом канд. коммерции Д. В.
Вярьвильского (см. Вярьвильские) (№ 17), размерами и особым предназначением – дома
коллежского секр. Е. И. Немировской (№ 1, гостиница «Метрополь»),
купчихи Р. И. Слонимской (№ 54, гостиница «Бристоль»), купца Я. А. Кошелева
(№ 56, гостиница «Гранд-Отель»), потомств. почетного гражданина А. В.
Асеева (см. Асеевы) (№ 70, гостиница «Эрмитаж») и купца А. А. Якушева (№ 91,
гостиница «Россия»), архитектура к-рых также носила эклектич. характер. На др.
улицах П. наибольший интерес представляют бывшие купеч. дома: Д. В. Тихомирова
(Лермонтова, 5), А. Г. Кузнецова (Лермонтова, 22), А. А. Кошелевой (Володарского,
36), Е. С. Солнышкиной (Кирова, 49), П. И. Буркина (Кирова, 53), Кузьминых
(Горького, 37), относящиеся по своей архитектуре к различным направлениям
эклектики, мещанки А. В. Кармазовой (Кирова, 43) и купца И. Г. Мартышкина
(Красная, 72), построенные в стиле модерн. В Сердобске лучшим Д. ж.,
отличавшимся монумент. формами и богатым декоративным оформлением, являлся
особняк уездного предводителя дворянства П. Ф. Ладыженского (Красная, 37 /
Куйбышева, 74). Наибольшее разнообразие жилой застройки наблюдалось в Кузнецке,
архитектура к-рого представлена гл. обр. всевозможными разновидностями
эклектики: готич. направленности (Московская, 43), окрашенной в нац.-романтич.
тона (Кирова, 159; Московская, 60; Кирова, 184), повторяющими в кирпиче приемы
резного декора, характерного для дерев. архитектуры (Ленина, 242), и т. д. В
Кузнецке имеются также единичные образцы классицизма (Ленина, 233) и модерна
(Ленина, 270). Жилая архитектура являлась гл. компонентом гор. и сел. среды,
оказывающим первостепенное влияние на формирование индивид. облика насел. мест.
Исключением служат лишь Д. ж., входящие в состав помещичьих усадеб, к-рые,
находясь, как правило, на окраине сел, не оказывают на их застройку
непосредств. влияния, но зато играют большую роль в формировании окружающего
ландшафта, а поэтому не столько представляют архитектуру конкретного нас.
пункта, сколько характеризуют наивысший уровень развития архитектуры определ.
региона. В Пенз. обл. Д. ж. такого уровня находятся в Зубриловской усадьбе и
Надеждинской усадьбе, в райцентрах – г. Каменке и пгт Бекове, в с. Грабове
Бессонов. р-на и с. Черкасском Пачелм. р-на (см. Усадьбы дворянские).
Лит.: Земство. 1995. № 5
(весь номер).
А. И. Дворжанский.