заглавная
разделы
о проекте
контакты
поиск

поиск по ключевым словам

навигация по категориям

навигация по первой букве
вернуться

ДУХОВЕ’НСТВО ИУДЕ’ЙСКОЕ, лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб в иудейской религии. Ко времени организации пенз. евр. общины (2-я пол. 19 в.) в состав ее духовенства входили раввин и резник-шойхет, к-рые должны были иметь спец. религ. образование. Раввин избирался членами общины и обязательно утверждался в этой должности губ. правлением, поэтому назывался «казенным». Он являлся религ. руководителем общины, читал проповеди, разрешал религ. споры и семейные ссоры; вел книги записей бракосочетаний, рождения, смерти. Кроме «казенного» в общине мог быть и «духовный» раввин, человек, всеми уважаемый, знающий Тору (Библию) и Талмуд (религ. иудейские законы). Он считался неофиц. раввином и властями не признавался. С 1915 по 1921 таким раввином был И. Б. Дубов. Первым казенным раввином (свидетельство 1895) был Е. М. Перельштейн, приехавший в П. в 1875. До постройки синагоги евреи молились в жилых помещениях, к-рые арендовались либо предоставлялись верующими. В 1915 в связи с эвакуацией из прифронтовых р-нов в П. прибыли беженцы, среди к-рых были дипломиров. раввины: Л. А. Форер, Л. Б. Мелль, А. М. Эввен, А. Ю. Шимон, Б. Э. Гуревич, Г. Л. Файнберг. Они проводили службы среди евреев-беженцев. Г. Л. Файнберг был избран раввином всей общины в 1921. После официального признания властями иудейской общины в 1945 должность раввина занял П. Л. Ципкин, позднее И. С. Гисин. В 1950–90-е пенз. иудейская община раввина не имела. Молитвы читает староста, Тору – евреи, хорошо знающие Пятикнижие. В синагоге в службе раввину помогают староста-габбай и служка-шамес. Особую и важную роль в евр. жизни имеет резак-шойхет: кроме совершения обряда обрезания в его обязанности входит забой скота (обязательно жвачного и парнокопытного) и птицы. Забой домашних животных на кашерное мясо – сложный и обязат. религ. ритуал. В течение б. 30 лет резником был Иегуда Фишель Циклин, умерший в 1923. Ему помогал Цви Гоза. В 1924 Иегуду Фишеля сменил Калман Яков Миндлин. Мн. годы община не имеет шойхета. На большие евр. праздники в синагогу приглашали кантора-хазана. Он должен был иметь хороший голос, знать молитвы, Тору. Их содержание он пел. Это придавало особую торжественность службе. В послевоен. годы в течение почти двадцати лет роль кантора исполнял А. А. Должанский, эвакуиров. в Вел. Отеч. войну из Минска. (См. также ст. Евреи).

А. И. Пекный.

 


вернуться