заглавная
разделы
о проекте
контакты
поиск

поиск по ключевым словам

навигация по категориям

навигация по первой букве
вернуться

ДУХОВЕ’НСТВО ПРАВОСЛА’ВНОЕ, корпорация профессиональных служителей религиозного культа, удовлетворяющая религ. потребности верующих через совершение обрядов и действий и проповедующая христианское вероучение. Д. п. подразделяется на черное (монашествующее, принимающее на себя ряд особых обязательств, включая уход из общества, безбрачие и др.) и белое (живущее в миру, совершающее богослужение и возглавляющее общины-приходы, имеющие семью).

В Пенз. крае Д. п. появляется по мере включения этой территории в состав Рус. гос-ва и стр-ва здесь насел. пунктов и правосл. храмов. Числ. его не была постоянной и по разным причинам менялась. В 1780 белого духовенства в Пенз. крае было ок. 2200 чел. В 1894 – 1913 чел. (в т. ч.: протоиереев 23, священников 771, дьяконов 402, псаломщиков 717). К 1905 числ. белого духовенства достигает 2022 чел. (в т. ч. протоиереев 50, священников 792, дьяконов 392, псаломщиков 788). К нач. 1-й мировой войны числ. белого духовенства вновь возрастает и составляет в 1914 2068 чел. (в т. ч. протоиереев 49, священников 836, дьяконов 367, псаломщиков 816).

В 19 в. в епархии сложилась система подготовки кадров духовенства, состоявшая из 3 духовных училищ (дававших нач. богословское образование) и духовной семинарии (ср. сословного учеб. заведения). По данным нач. 20 в., все протоиереи имели полное богословское образование; из 792 священников спец. образование имели 659. Уровень богословской подготовки низших чинов клира был значительно ниже: из 392 дьяконов богословское образование имел лишь 1, а из 788 псаломщиков – 34.

Д. п. было в Росс. империи одним из привилегиров. сословий. К его представителям не применялись телесные наказания. Духовенство освобождалось от воинской повинности, от всех личных налогов. Вдовы священников пользовались правом личного дворянства, а их дети – потомств. почетного гражданства. Духовные лица правосл. приходов получали из земельных владений прихожан надел не менее 33 дес. Например, причт Казанск.-Богород. церкви с. Тархово Н.-Ломов. у. владел 57 дес. пахотной земли и 4 дес. дровяного леса. Каждому члену причта предоставлялся дом с землей под усадьбу. Земля духовенством чаще сдавалась в аренду, реже обрабатывалась силами прихожан. Одну часть заработной платы Д. п. получало из гос. казны, другую – за счет совершения обрядов для прихожан. Вышедшие «за штат» представители Д. п. получали гос. пенсию.

Законы Росс. империи возлагали на Д. п. исполнение нек-рых функций органов власти. Приходское духовенство регистрировало акты гражд. состояния, оглашало в храмах наиб. важные правовые акты, распоряжения высших светских властей. Это приводило к тому, что на представителей Д. п. смотрели как на официальных гос. чиновников. Отсюда негативное отношение к ним со стороны части населения. По своим полит. пристрастиям Д. п. не было однородным. Значит. часть пенз. духовенства поддерживала самодержавие, и лишь небольшое число духовных лиц симпатизировало социальным низам. Священник Ф. Померанцев за поддержку крестьян во время Кандиевского восстания (1861) был пожизненно заточен в Соловецкий монастырь. Неоднозначно отнеслось духовенство Пенз. епархии к полит. событиям 1917. На собрании гор. духовенства 12 марта 1917 приветствовалось «нарождение новой свободной России». Другая часть духовенства сохранила монархич. убеждения. После Окт. рев-ции статус Д. п. изменился: были упразднены все сословные привилегии, отменено гос. жалованье (содержание за счет добровольных пожертвований прихожан), национализированы церк. и монастырские земли. Конституция 1918 лишила духовенство, как эксплуататорское сословие, избирательных прав и т. п. Это вызвало недовольство части пенз. духовенства, подтолкнув нек-рых его представителей к участию в открытых выступлениях против Сов. власти (Кучкинск. вол. и др.). В 20-х гг. 20 в. в среде Д. п. произошел раскол по вопросам отношения к власти и реформе в церкви. Часть духовенства встала на лояльные позиции по отношению к коммунистич. правит. и выступила с программой радикальных изменений в правосл. церкви (см. Обновленчество). В период голода в Поволжье (1921–22) осн. масса пенз. духовенства одобрительно отнеслась к изъятию церк. имущества на нужды голодающих. Конфликты на этой почве имели место лишь в Городищ., Мокш. и Саран. уездах. После 1927, в связи с воззванием патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, Д. п. встает на лояльные позиции по отношению к Сов. власти, приняв идею полит. нейтралитета. Это не спасло его от полит. репрессий 30-х гг. 20 в.

Определенную роль Д. п. играло в организации системы нар. просвещения. До создания гос. системы образования представители Д. п. обучали детей частным порядком. В 90-х гг. 18 в. только в Саранске частные школы открыли 15 духовных лиц. В нач. 20 в., когда сложилась система церк.-приходских школ, 26 представителей духовенства (3 священника, 8 дьяконов, 15 псаломщиков) были в них учителями общеобразоват. предметов, а 357 духовных лиц – учителями Закона Божьего. Д. п. было также «законоучителями» во всех учеб. заведениях Мин-ва нар. просвещения, к-рых в Пенз. епархии было б. 500. После 1917 деятельность Д. п. в сфере образования была прекращена. Она возобновилась только в кон. 80-х гг. 20 в.

В 1998 в Пенз. епархии насчитывается 116 представителей Д. п., в т. ч. 23 протоиерея, 85 священников, 1 протодьякон, 7 дьяконов. Из них имеют духовное образование 52 чел. ( 47 – среднее, 5 – высшее). В связи с тем, что число приходов в епархии достигло 148, часть духовных лиц служит не в одном, а в двух приходах. Все духовенство работает учителями в воскресных школах при храмах. Содержание Д. п. осуществляется за счет добровольных пожертвований. По новому пенсионному законодательству духовным лицам, ушедшим за штат, выплачивается гос. пенсия.

Лит.: Сацердотов М. Древнейшие учебные заведения Пензенского края //ПЕВ. 1894. № 7; Устав духовных консисторий. СПб., 1903; ПЕВ. 1905. № 9; 1914. № 14; 1917. № 6; Пензенская епархия.

А. Б. Никонов.

 

 


вернуться