ЕВРЕ’И, общее этническое
название (на рус. языке) народностей, исторически восходящих к древним евреям.
Живут в различных странах общей экономич., обществ.-политич. и культурной
жизнью с основным населением этих стран. Поселение евреев в П. и губернии относится
к 1806–10. В 1810 в П. поселился ювелир из Кременчуга А. Вассер. Неск. ранее в
Инсар., Краснослобод., Городищ. и Н.-Ломов. уездах на винокур. з-дах работало
по неск. евреев-винокуров. Вместе с семьями их насчитывалось в губернии до 70
чел. Прибыли они в осн. из Белоруссии, Литвы, Украины. Вне черты оседлости
евреям постоянно жить не разрешалось, поэтому в Пенз. губ. они проживали по
врем. годовым паспортам. С 1860 нижним чинам, служившим в гвардии, по выходе в
отставку разрешалось жить повсеместно. В 1864 в П., по полицейским книгам
учета, жили два еврея-отставника и портниха-ремесленница. В 1867 льготы
распространились на всех евреев, прослуживших в армии 25 лет, и их семьи. В
1859 в 16-й пех. дивизии, расквартиров. в уездах губернии, несли воинскую службу
63 еврея, в 1897 – 104. В 1860–70-е гг. право повсеместного жительства
получили врачи и ремесленники, в 1879 – аптекарские и др. мед. работники, и
все, кто имел высшее образование, а после 1905 – участники рус.-япон. войны.
Среди новоселов 1866–85 уксусный мастер П. Г. Эльяшевич (Еляшович), владелец
магазина готового платья бывший унтер-офицер М. И. Мильман, купец Н. Л.
Рабинович, портной Е. М. Перельштейн, фотограф И. А. Вальдман (см. Вальдманы) и
др. Они стали организаторами первой религ. евр. общины в городе. Пред. и
старостой был избран И. М. Франт – солдат, прослуживший в армии 25 лет. Он
купил дом с усадьбой на улице Рождественской (ныне ул. М. Горького, 52), к-рый
подарил евр. общине. С ее увеличением появилась необходимость в стр-ве
синагоги, построенной в 1897-1900 на этой усадьбе на деньги верующих евреев.
Пред. общины и старостой стал купец Н. Л. Рабинович. Синагога, двухэтажное
кирп. здание с застекл. куполом на крыше, вмещала вместе с хорами 650 чел. В
янв. 1901 было избрано ее хоз. правление. Обязанности раввина исполнял Е. М.
Перельштейн.
Состоятельные евреи
приглашали к своим детям учителя на дом, но большинство детей учились в обычных
гимназиях и уч-щах вместе с русскими. В 1898 в П. приехал купец 1-й
гильдии Х. А. Пинес. Он стал учредителем евр. благотворит. об-ва (1905). В доме
купца Г. П. Журавлева по ул. Троицкой, 46 (ныне ул. Кирова) он в 1908
открыл первую в городе евр. школу на 40 уч-ся. Учителями в ней были Е. Ф. Ромис
и В. Е. Черняк. В школе изучали евр. и рус. языки, арифметику, евр. нац.
обычаи. После трехлетнего обучения дети могли поступить в первый класс гимназии
или уч-ща. В нач. 20 в. мн. ремесленники имели собств. мастерские, торговцы –
магазины. В городе и уездах трудились ремесленники-евреи б. чем пятидесяти
профессий: портные, заготовщики обуви, сапожники, картузники, часовщики,
ювелиры, шляпницы и т. д., работали евреи-врачи, провизоры, фармацевты. В Пензе
только евреев-купцов 1-й и 2-й гильдии было б. 30. В июне 1915 прибыло ок. 2000
евреев, эвакуиров. из мест воен. действий. Община взяла на себя заботы по их
размещению, питанию и оказанию мед. помощи. К дек. 1916 кол-во эвакуиров.
евреев только в П. достигло 7680 чел. (местных евреев насчитывалось 1455).
500 беженцев губернатор направил в Каменку на стр-во казарм, 497 – в Саранск.
Дети беженцев обучались в П. в трех светских и одной евр. школе. В февр. 1917
Врем. правит. разрешило создать нац. автономии. Евр. автономия просуществовала
в городе три месяца. Ее возглавлял купец 1-й гильдии М. А. Гольдштейн. В рев.
движении в первые годы сов. власти в П. активное участие принимали
коммунисты-евреи: Г. Я. Гринштейн, Н. Г. Либерсон, Иоффе, О. А. Мебель, А. М.
Буздес. В условиях нэпа оживилась деятельность евр. общины. В 1922 было избрано
новое правление (пред. М. Е. Певзнер). Была отремонтирована синагога. В 1921
община пригласила нового раввина Г. Л. Файнберга. С 18 в. евреи делились на две
соц.-культ. и религ. общности – ашкеназов и хасидов. Молились они всегда
раздельно. Совершать службу в синагоге пенз. община хасидам не разрешала, и с
1920 они молились в доме № 20 по ул. Б. Кочетовка (ныне ул. Плеханова). В 1924
они совершали религ. обряды в доме № 1 по Пушкинской ул. Кол-во
прихожан-хасидов в 1924–26 не превышало 60 чел. Число верующих ашкеназов в этот
же период составляло 185 чел. При общине существовал совет по
благотворительности. В 1924 открылась евр. беспроцентная касса взаимопомощи,
выдававшая ссуды безработным (просуществовала до 1928). Для стариков община
арендовала дом престарелых. В 1926 было организовано общество по земельному
устройству трудящихся евреев (ОЗЕТ).
С нач. Вел. Отеч. войны
в П. стали прибывать евреи, эвакуиров. из прифронтовой полосы. В обл. было
принято 22 тыс. эвакуиров. евреев. Мн. из них работали на оборонных пр-тиях,
были в действ. армии. В пенз. книгу «Память» внесены б. 700 евреев, погибших на
войне 1941–45. Несмотря на трудности в годы сов. власти, верующие евреи
соблюдали религ. обряды, используя квартиры верующих. Только в 1945 было
официально зарегистрировано религ. об-во иудейского вероисповедания. Первым
после многолетнего перерыва пред. евр. общины был избран часовой мастер А. А.
Еляшович (Эльяшевич), раввином стал П. Л. Ципкин. Однако гор. власти не вернули
здание синагоги. Общине было передано в аренду полуразрушенное после пожара
помещение сторожки пл. 42 кв. м, и только в 1993 здание перешло к законным
владельцам.
В разные периоды пред.
общины были: А. А. Еляшович (1945–51), О. Р. Лейкин (1951–59), М. И.
Штеренфельд (1959–77), И. Ш. Нидерман (1977–86), Л. С. Вербелов (1986–89),
Л. Д. Горкер (1989–93), Б. М. Файнблут (1993–95), И. С. Гохман (с 1995).
Кол-во евреев,
проживающих в Пенз. губ. и обл.: в 1810 – 70; 1897 – 536; 1923 – 1909 (в
Пензе); 1959 – 3012; 1989 – 1743; 1998 – 1169.
Активная эмиграция
евреев из П. происходит с 1990. По 1998 включительно из Пензы в Израиль, США и
Германию выехало б. 600 евреев. (См. также Духовенство иудейское.)
Лит.: Пекный А. Дозволяется
иметь //Волга. 1994. № 8; его же. История, которой нас не учили //Тарбут
(Самара). 1995. 16 мая, 1 июня.
А. И. Пекный.