ФОЛЬКЛО’Р МОРДО’ВСКИЙ, известен с древних
времен, но лишь по отдельным вкраплениям в летописях и др. ист. документах.
Целенаправленные записи начались в 19 в. Одно из первых описаний морд. семейно-бытовых
обрядов в Пенз. крае содержится в «Материалах для географии и статистики России»,
1867. Морд. просветители М. Е. Евсевьев, А. Ф. Юртов, Н. П. Барсов, С. П.
Аникин и др. опубликовали ряд сборников фолькл. произв. (песни на эрзян. и
мокш. наречиях, образцы морд. нар. словесности и др., 1860–90-е гг.), но в целом
публикации немногочисленны. В 1920-е гг. отдельные произв. печатают газеты на
морд. языке «Од-веле» («Новая деревня»), «Якстере Теште» («Красная Звезда»). В
довоен. годы фольклорно-этнографич. экспедиции в р-ны обитания мордвы-мокши
предпринял Пенз. краеведч. музей, фольклор записывали М. Е. Афиногенова, Н. Н.
Миронов, А. П. Анисимова («Песни и сказки Пензенской области», опубл.
в 1953) и др. Но планомерное собирание и изучение морд. устного нар.
творчества началось с открытием Морд. НИИ языка, лит-ры, истории и экономики в
Саранске. Ин-т организовал неск. целевых науч. экспедиций в Пенз. обл. В 1948
обследованы морд. поселения Поим. (ныне Белинск.) р-на (А. И. Карасев), в
1957 – Сосновобор., Шемыш., и Поим. (ныне Белинск.) р-нов (В. Л.
Пешонова), в 1969 – Городищ. р-на (А. Д. Шуляев), в 1970 – Шемыш. р-на
(А. М. Шаронов), в 1971 – Белинск., а в 1972 – Сосновобор. р-на (М.
Г. Имяреков, А. М. Шаронов). В 1981 сотрудники секции языкознания НИИ во
главе с О. Е. Поляковым выезжали для сбора лингвистич. материала во многие р-ны
и т. д. В 1996 на территории Никольск. и Сосновобор. р-нов работала
Международная фольклорная экспедиция под руководством докт. фил. наук, проф. В.
М. Гацака. В ней приняли участие ученые из России, Японии и Камбоджи.
Жанровый состав Ф. м.
мало чем отличается от традиционных рус. фольклорных жанров. В Пенз. крае были
записаны календарно-обрядовые песни, круговые песни, сказки, предания, легенды,
песни лирические и эпические, пословицы и поговорки, дет. фольклор и т. д.
Вместе с тем Ф. м. больше, чем рус., сохранил элементы язычества, хотя он так
же, как и рус., не избежал влияния христианства. Не без влияния рус. нар.
творчества возникли нек-рые ист. песни, в частности о Пугачеве. Особый интерес
представляют ист. песни 19 в. («Пензенские старики разобрались», «Шаткинское
поле»), рисующие картины соц. неравенства. В числе исторических Л. С.
Кавтаськин выделяет песни о морд. родоначальнике Тюште, имеющие героич.
содержание. В числе исторических нек-рые ученые выделяют также песни о временах
Ивана Грозного и о Разине. Осенние песнопения мордвы распадаются на два вида:
аграрно-общественные («Марь спас» – «яблочный спас», «медень спас» – «медовый
спас» и др.) и семейно-бытовые (в честь богини двора и рода Юртавы, «калдаз
озкс» – моление хлева и др.).
Морд. сказительское иск-во
представлено именами, известными всей России, – это Е. П. Кривошеева и
Ф. И. Беззубова. В числе исполнителей морд. фолькл. произв. Пенз.
обл. наиб. известны: А. С. Аляпкина, А. И. Пищулина из с. Карсаевка Поим. (ныне
Белинск.) р-на, Е. Д. Зубарева из с. Вязовка Сосновобор. р-на, О. А. Зотова из
с. Пазелки Бессонов. р-на, З. А. Одерова из пос. Маяк Лопат. р-на, А. Ф.
Оладьева из с. Старый Мамадыш Камешк. р-на и др.
Ф. м. оказал большое
влияние на развитие нац. лит-ры, в частности способствовал формированию жанра
нац. лит. сказки (Ф. С. Атянин, Н. Л. Иркаев, Я. М. Пинясов), внес новые
мотивы в поэзию (З. Ф. Дорофееев, И. П. Кривошеев, М. И. Безбородов) и т. д.
Писатель В. К. Радаев создал, используя фольклор, неск. поэм – «Сияжар», «Алаяр»,
«Тюштя», «Пенза и Сура».
Лит.: Старинное предание о
Тюште, царе и родоначальнике мордвы //ПГВ. 1862. № 20; Мачинская П. Песни
мордвы-эрзи Пензенской губернии //Этнографическое обозрение 1898. № 1;
Барсов Н. П. Бытовые и исторические песни у мордвы-«мокши» //Сборник Пенз. губ.
стат. комитета. Вып. 6; Евсевьев М. Е. Избранные труды: В 5-ти т. Т. 1–2.
Саранск, 1961–1963; Жаткин Д. Этнографический этюд Б. Н. Гвоздева «Из быта
мордвы-эрзи» и мордовский фольклор Пензенского края //Лингвистическое,
историческое и литературное краеведение. П., 1997; его же. Эрзянские и
лирические песни села Тешнярь Сосновоборского района //Краеведение. 1998.
№ 1/2.
Д. Н. Жаткин.