ФОЛЬКЛО’Р РУ’ССКИЙ, в Пенз. крае
образовался в процессе рус. колонизации Посурья: переселенцы приносили с собой
свои верования, песни, обряды и пр. К этому времени осн. эпич. жанры общерус.
фольклора – былины, легенды, наиб. старинные ист. песни уже сложились,
были архаичны и у местн. нас. практически не сохранились, остались лишь те, к-рые
были связаны с историей края: это завоевание Иваном Грозным Казани, движение
Разина и Пугачева. Неск. благополучнее оказалась судьба обрядовой –
календарной и свадебной поэзии. Но и эти традиц. жанры в 20 в. интенсивно
разрушаются, исчезают или деформируются; забываются мн. сюжеты и обряды.
Незначит. часть старинного обрядового фольклора сохранилась в памяти лишь отд.
лиц престарелого возраста. Более устойчивой оказалась лирика бытовая, любовная,
шуточная, песни лит. происхождения. Постоянно пополняется репертуар частушек и
припевок. Здесь важную роль играют самодеят. фольклор. ансамбли, культивирующие
интерес к старинным песням и новому творчеству. Хотя большинство нар. обрядов и
устных поэтич. произведений являются общерусскими и их аналоги или варианты
известны по записям в др. регионах России, нек-рые песни, записанные в Пенз.
крае, по-видимому, оригинальны и параллели к ним в др. источниках не
обнаружены. Это свадебные песни «Радетельница моя матушка», «Вдоль по морю,
морю синему», «Виноград в саду цветет» и др.; рекрутские песни «Не чаяло красно
солнышко», «Верхозим – село богато», лирические «Через темный лес высокий»,
«Как стелется репей», «Селезень утку ловит» и др., всего б. двух десятков.
Лит.: Песни и сказки
Поимского района / Сост. А. П. Анисимова. П., 1948;
Песни и сказки Пензенской области / Сост. А. П. Анисимова.
П., 1953; Частушки Пензенской области / Сост. В. К. Застрожный. П., 1958;
Мартыненко; Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды.
М., 1990. Ч. 1–2; Савин (9).
К. Д. Вишневский.