ФОЛЬКЛО’Р ТАТА’РСКИЙ, характерными жанрами
являются эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки.
Собственно эпос у татар-мишарей не распространен; он характерен для сибирских
татар. Распространение получили баиты, своеобразный жанр, присущий тат. нар.
поэзии и по своей сущности близкий к балладам. Баиты носят лиро-эпич. характер,
повествуют о чрезвычайных, трагических, ист. событиях, судьбах отд. людей.
Большинство баитов татар-мишарей Пенз. края относится по времени создания ко 2-й
пол. 19 – нач. 20 вв. В соврем. фольклорном репертуаре татар-мишарей жанр
баитов является угасающим. Среди мишарей широко распространены сказочные и
легендарные истории книжного происхождения. Это фрагменты известных дастанов
(поэтич. обработка сказочных сюжетов), приобретшие широкую популярность в тат.
нар. среде. Такие произв. могут быть либо отнесены к сказкам и легендам, либо
классифицироваться как т. наз. устный дастан. До наших дней дошли тат.
легенды и предания. Так, в легенде о сотворении земли говорится, что в самые
давние времена в мире не было ничего, кроме воды, рыб и водоплавающих птиц;
однажды утка погрузилась в воду до самого дна и вынырнула с комочком земли в
клюве; этот комочек стал увеличиваться, создавая земную твердь. В предании о
происхождении названия с. Сулеймановка Неверк. р-на рассказывается о роде
Сарбая («желтого бая»), поссорившемся с соседями и выселившемся из с. Могилка
(ныне с. Октябрьское) в отд. село в кон. 18 в. В легендах живут баснословные
существа Су-бабасы (водяной дед), Су-анасы (водяная мать), Убыр (колдунья,
ведьма), Бичура (кикимора) и др. Из числа тат. сказок у мишарей наибольшее
распространение имеют бытовые. В сказки о животных и волшебные сказки также
нередко привносятся бытовые детали. В волшебных сказках чудесным помощником
героя нередко оказывается конь.
Среди необрядовой поэзии
выделяются собственно лирич. песни и песни-четверостишия или частушки
(т. наз. такмаклар, в науч. тат. лит-ре – кыске жыр). Такмаклар
сравнительно позднее явление, возникшее в кон. 19 – нач. 20 в.,
распространено достаточно широко. Эти четверостишия могут носить как
социальный, так и любовный характер. В отличие от песен казанских татар, у
мишарей много сюжетных, рассказывающих о разбойниках, об отходах на заработки.
Обрядовая поэзия мишарей
существенно отличается от обрядовой поэзии казанских татар. Особенно это видно
на примере свадебной поэзии пенз. мишарей. Так, в прошлом для татар Пенз. края
было характерно исполнение плачей-причитаний невесты. В Кузн. и Неверк. р-нах
утрата причитаний произошла не позднее сер. 19 в., высказываются предположения
о том, что причитаний здесь не было вообще. Вместе с тем, у татар западных р-нов
области (напр. Белинск.) следы причитаний сохранились и до наших дней, хотя по
прямому назначению (на свадьбах) их уже не используют. На свадьбе поются
величальные, плясовые, шуточные песни, а также такмаклар.
Фольклор других семейных
обрядов для татар-мишарей либо малохарактерен (при рождении ребенка), либо
вообще отсутствует (при похоронах). Календарно-обрядовая поэзия мишарей б.
всего является зимней и весенней. Зимняя поэзия связана с обрядом нардуган.
Весенний праздник сабантуй татары-мишари не проводили. Песни исполнялись и по
случаю весеннего паводка (жимчачак).
Сбор фольклора татар-мишарей
начал проводиться с 1950 сектором нар. творчества Ин-та языка, лит-ры и истории
им. Г. Ибрагимова (Казань). Среди тех, кто записывал фольклор в Пенз. обл., И.
Надиров (в Белинск. р-не), Э. Касыймов (в Городищ. р-не). Основную работу
по сбору Ф. т. Пенз. края ведут местные исследователи, энтузиасты.
Лит.: Жаткин Д. Н. Короткие
песни на татарской свадьбе //Российская провинция: история и современность.
Елабуга, 1998; Жаткин Д. Н. Общность тенденций трансформации свадебного обряда
и изменения жанрового состава свадебного фольклора у мордвы и татар в 20 веке.
На материале Пенз. обл. //Россия – век 20. Итоги и проблемы. П., 1998.
Д. Н. Жаткин.