ФОЛЬКЛОРИ’СТИКА, наука, включающая в
свой состав собирание, публикацию и изучение нар. творчества, в т. ч. нек-рых
нар. обрядов, чем близка к этнографии. Фолькл. материалы Пенз. края фигурируют
впервые, по-видимому, в труде И. М. Снегирева «Русские простонародные праздники
и суеверия» (1837), где дается описание крест. календарных праздников и песен;
мн. из них бытовали в Пенз. губ. В архиве Рус. геогр. об-ва (СПб.) хранятся
записи ок. 200 пословиц и поговорок, сделанные П. Арефьевым в Пенз. губ.
(1848), а также песен и сказок, записанных З. Кротковым в Саранск. у. (1853),
песен, собранных И. Любимовым, П. Ландышевым, К. Масловским в Саран. и Керенск.
уездах (1854–57). Ок. 20 песен напечатали ПГВ в 1860–65. Ценные фолькл. и
этнографич. сведения и записи содержат «Материалы для географии и статистики
России...» в выпуске о Пенз. губ. Это обстоятельный очерк о мифологии, обычаях
и обрядах морд., тат. и рус. населения Пенз. края, несколько рус. свадебных и
семейно-бытовых песен. В 1878 неск. песен записаны в Городищ. у. О. Невельской.
К 1904–05 относятся записи песен, сделанные Н. Астровым в с. Загоскине,
А. И. Троицким, В. Г. Колегановым в с. Верхозиме (ныне Шемыш. р-н),
ими же сделаны записи и в 1912. В. Ф. Невзоров собрал в Башмаков. волости б.
100 сказок (1914–16). Записи фолькл. произв. возобновились только в
послевоен. время. В 1948 и 1953 выходят кн. А. П. Анисимовой, где
наряду с авторскими произведениями помещены и фольклорные записи, впрочем,
с нек-рой лит. правкой. Выходит сборник частушек под редакцией В. К.
Застрожного, сборник пословиц и поговорок, составленный П. Кузьминым;
опубликованы песни с нотной записью П. П. Лондонова и Е. А. Прохорова.
Плодотворную деятельность развернули студенч. фолькл. экспедиции под рук-вом
доц. ПГПИ О. П. Мартыненко. В 1970–75 были обследованы Пачелм., Камен.,
Земетч., Башмаков., Никольск., Пенз., Вадин., Неверк., Мокш., Беков., Лопат.,
Н.-Ломов., Лунин., Тамал., Городищ. р-ны. Результатом стали многочисл. записи
обрядовой и внеобрядовой лирики и прозаич. жанров. Мн. из них не имеют аналогов
в фольклоре др. регионов России. Важное значение для собирания и хранения нар.
творчества имела деятельность Дома нар. творчества (ныне Областной научно-методический
центр народного творчества и культурно-просветительной работы), а также
самодеят. фольклорных исполнительских коллективов. Мордовская фольклористика
еще теснее, чем русская, связана с этнографией. Ее следует рассматривать в
более широких геогр. рамках расселения морд. народа. В силу ист. условий
собирание фольклорных произв. здесь началось относительно поздно. Подробно и
обстоятельно духовный мир и обычаи мордвы раскрывают в сер. 19 в. очерки И. В.
Селиванова «Мордва», П. И. Мельникова-Печерского «Очерки мордвы», «Эрзянская
свадьба», «Мокшанская свадьба», мифологию – работа И. И. Лажечникова «Некоторые
поверья мордвы», а также указанные выше «Материалы для географии и статистики
России...». В 1880–90-х гг. выходят «Образцы мордовской народной словесности.
Сказки и загадки на эрзянском наречии мордовского языка с русским переводом»,
то же на мокшанском наречии и нек-рые др. издания. Большой вклад в морд. Ф.
внес просветитель М. Е. Евсевьев – автор ряда иссл. и публикаций. Значит.
интерес представляет деятельность акад. А. А. Шахматова, изучившего морд. яз. и
записавшего в Саран. у. фольклорные тексты и напевы. Им издан «Мордовский
этнографический сборник» (1910), содержащий старинные предания: описания
обычаев, верований, обрядов, а также 33 сказки, 123 песни, 7 причитаний,
загадки, пословицы, поговорки. Напевы фиксировал сел. учитель Р. Ф. Учаев.
Непосредственно на терр. Пенз. края систематич. изучения морд. фольклора не
было, но отд. записи публиковались в «Сборниках Пензенского губернского
статистического комитета» (1905) (бытовые и ист. песни мордвы-мокши, записанные
священником Н. П. Барсовым и переведенные на рус. яз.). В этом же изд. «Народные
песни Пензенской губернии» (их собрал с помощью своих учеников педагог духовной
семинарии А. И. Троицкий). Татарская фольклористика представлена работами и
публ., выполненными специалистами за пределами Пенз. края, но с материалами,
имеющими отношение к тат. населению Пенз. обл.
Лит.: Азадовский М. История
русской фольклористики. М., 1958; Мартыненко; Савин (9, 15); Писатели Пензы.
К. Д. Вишневский.