ФОЛЬКЛО’РНЫЕ КОЛЛЕКТИ’ВЫ, организационно-творч.
структуры, деятельность к-рых направлена на изучение, освоение, сохранение и
пропаганду фолькл. наследия песенного, муз., танц. и драматич. характера. Ф. к.
делятся на аутентичные и неаутентичные. Аутентичные, или этнографич.,
коллективы представляют собой остатки сохранившихся локальных сел. общностей и
состоят из жителей села (аутентичных исполнителей), к-рые являются подлинными
носителями фольклорной традиции. Неаутентичные коллективы подразделяются на
коллективы сценич. направления, ориентирующиеся на традиции нар. хора или анс.
песни и танца, а также на коллективы несценич. направления, пытающиеся освоить
фольклорную традицию данного р-на (местности), ведущие помимо сценич.
выступлений собирательную фольклорно-этнографич. работу. Неаутентичные Ф. к.
объединяют жителей городов и поселков гор. типа, преим. молодежь, способствуют
соединению ценностей традиц. культуры и совр. образа жизни.
В Пенз. обл.
насчитывалось в нач. 1970-х гг. 26, а к сер. 1990-х гг. ок. 300 аутентичных,
или этнографич., коллективов (ансамблей). Среди них наиб. распространены рус.,
тат., морд. и чуваш. ансамбли. Рус. этнографич. анс. существуют в селах:
Михайловка (возник в 1939, рук. Е. К. Медянцева, Лунин. р-н, бронз. призер
творч. показа на ВДНХ СССР); Канаевка (1946, рук. Н. С. Мальков,
Городищ. р-н, зол. призер творч. показа на ВДНХ СССР, лаур. всесоюз. и всеросс.
фестивалей самодеят. худож. творчества, участник междунар. фольклорных
фестивалей); Белынь (нач. 1950-х гг., рук. А. Е. Юрова, Пачелм. р-н, участник
Междунар. фолькл. фестивавля в Дубне); Павло-Куракино (нач. 1950-х гг., рук. М.
И. Аникин, Городищ. р-н); Марьевка (1953, рук. М. П. Фадеева, Е. М.
Храмова, М.- Серд. р-н, лаур. 1-го Всесоюз. фестиваля самодеят. творчества,
дипломант всеросс. фестивалей). В 1962 возникли рус. этнографич. анс. в селах.:
Николо- Райское (рук. М. Ф. Родионова, Городищ. р-н); Каменный Брод (Иссин. р-н,
лаур. обл. смотров и конкурсов); Лесной Вьяс (рук. А. Е. Коннова, Лунин. р-н,
лаур. Всеросс. фестиваля «Салют Победы»); Юлово (рук. Л. А. Саженина, Городищ.
р-н, дипломант Всесоюз. фестиваля самодеят. творчества, всеросс. смотров и
конкурсов). Рус. этнографич. анс. созданы в селах: Н. Мывал (нач. 1960-х гг.,
рук. В. А. Несяева, Сосновобор. р-н); Карачаевка (нач. 1960-х гг., рук. М. В.
Иванова, Сосновобор. р-н, дипломант обл. смотров); Тюнярь (нач. 1970-х гг.,
рук. А. А. Быстракова, Никольск. р-н, лаур. обл. фольклорных фестивалей);
Чаадаевка (1979, рук. Л. И. Глухих, В. Н. Семейкина, Городищ. р-н, дипломант
обл. смотров); Соколка (1979, рук. М. В. Паршина, Серд. р-н, лауреат обл.
фольклорных фестивалей); Казачья Пелетьма (нач. 1980-х гг., рук. А. И.
Казицина, Лунин. р-н, дипломант 2-го Всесоюз. фестиваля самодеят. творчества);
Степное Полеологово (1983, рук. Р. И. Кучер, Бессонов. р-н); Архангельское
(1985, рук. И. А. Бобылева, Городищ. р-н); Никифоровка (сер. 1980-х гг., Иссин.
р-н, лаур. обл. фестивалей «Пензенские россыпи»); Вазерки (сер. 1980-х гг.,
Бессонов. р-н); Маровка (сер. 1980-х гг., Иссин. р-н, лауреат обл. фестивалей);
Алексеевка (сер. 1980-х гг., рук. С. А. Федотова, Мокш. р-н, лауреат обл.
смотров); Ильмино (сер. 1980-х гг., рук. М. В. Додонова, Никольск. р-н, лаур.
обл. фестивалей) и др.
Морд. этнографич.
коллективы возникли в селах: Новые Пичуры (1939, рук. Ф. П. Матин,
Наровч. р-н, лаур. премии Пенз. комсомола, лаур. обл. и всеросс. смотров и
конкурсов); Ст. Яксарка (1947, рук. А. А. Живаев, Шемыш. р-н, дипломант
Всесоюз. фестиваля самодеят. творчества, всеросс. смотров); Ермолаевка (конец
1950-х гг., рук. З. А. Зоткина, Конд. р-н, лаур. обл. смотров и
фестивалей); Карсаевка (нач. 1960-х гг., рук. Р. Т. Байшева, Белинск. р-н,
дипломант всеросс. смотров и обл. конкурсов); Пылково (нач. 1960-х гг., рук. Д.
Ф. Антипов, Лопатин. р-н, дипломант обл. смотров); Чумаево (конец 1960-х гг.,
рук. В. В. Чаадаев, Камешк. р-н, лаур. обл. конкурсов); Вачелай (1974, рук. М.
М. Атяшкин, Сосновобор. р-н, дипломант обл. фестивалей); Тешнярь («Лейне», в
переводе «Ручеек», 1978, рук. И. Я. Астаев, Сосновобор. р-н, лаур. всесоюз.
фестивалей самодеят. творчества, всеросс. смотров, Междунар. фолькл. фестиваля
молодежи и студентов); Колдаис (1978, Шемыш. р-н, лаур. обл. смотров); Армиево
(«Килине», в переводе «Березка», кон. 1970-х гг., рук. А. С. Палатова, Шемыш. р-н,
дипломант обл. конкурсов); Б. Пермиево (1985, рук. И. Т. Зажоркин,
Никольск. р-н, дипломант всеросс. смотров, лаур. Междунар. фолькл. фестиваля в
Саранске); Мокрый Дол (сер. 1980-х гг., Камешк. р-н, лаур. обл. смотров) и др.
Известны тат. этногр.
коллективы в селах: Усть-Уза (нач. 1950-х гг., рук. А. М. Якупова, Шемыш.
р-н, дипломант Всесоюз. фестиваля самодеят. творчества); Индерка (нач. 1980-х
гг., рук. Г. Р. Вагапова, Сосновобор. р-н). Чуваш. этнографич. коллективы
существовали в селах: Илим-Гора («Азамат», в переводе «Радуга», нач. 1970-х
гг., рук. Н. Е. Башкирова, Неверк. р-н, дипломант всесоюз. и всеросс.
фестивалей); Алешкино (кон. 1970-х гг., рук. Н. Н. Библев,
Неверк. р-н).
В области насчитывается
б. 150 неаутентич. ансамблей. Наиб. интересны такие коллективы, как: «Реченька»,
«Голоса России, «Пензенская песня» (нач. 1980-х гг., при ОНМЦ, рук. Н. С.
Мальков, лаур. всеросс. фестивалей); коллектив с. Лермонтово (кон. 1980-х гг.,
рук. В. А. Каракин, Белинск. р-н, лаур. обл. фестивалей); коллектив с. Пачелма
(кон. 1980-х гг., рук. С. П. Солодкова); «Миряне» (нач. 1990-х гг., при Пенз.
уч-ще культуры и иск-в, рук. Е. Г. Пыкова, лаур. всеросс. телерадиоконкурса «Голоса
России» (Смоленск), дипломант 1-го Междунар. конкурса игровых и развлекат.
программ (М.), лаур. обл. конкурса хор. коллективов и ансамблей им. О.
Гришина).
Лит.: Мальков Н. Край
песенный //ПП. 1981. 16 мая; Синякин А. Спасибо за песни //ПП. 1982. 16
апр.; Мальков Н. На «бис» //МЛ. 1986. 24 мая; Чеброва Н. «Азамат» –
значит радуга //ПП. 1987. 5 февр.; Засурский В. С песнями в столицу //ПП.
1987. 31 мая; Савин (15).
И. И. Маслова.