ГРАЖДА’НСКАЯ
ОБЩЕ’СТВЕННАЯ АРХИТЕКТУ’РА, представлена в области зданиями, характер к-рых делает их
заметными элементами в окружающей застройке, а функцион. назначение
предопределяет разнообразие облика.
Административные здания
относятся к наиб. ранним памятникам Г. о. а., появившимся в связи с открытием в
1780 Пенз. наместничества. В П. это были построенные в стиле классицизма
наместнический (генерал-губернаторский) дом (1788) и два корпуса губ.
присутственных мест (1787 и 1791), в уездных городах – здания присутств. мест,
сооруж. в нач. 19 в. по образцовому проекту акад. архитектуры А. Д. Захарова.
Строившиеся на месте или вблизи бывшей крепости, они сыграли первостепенную
роль в формировании облика гл. площадей губ. и уездных центров, положив начало
реализации утвержд. в 1785 регулярных планов городов. В 1796 в П. был построен
дом Дворянского собрания (Кирова, 13), значительно расширен. в 40-х гг. 19 в.
Он выполнял сразу две обществ. функции – служил местом проведения выборов
и отдыха представителей дворянства. Пенз. Гор. дума в 20-х гг. 19 в.
разместилась в бывшем вице-губернаторском доме (Советская, 7), что повлекло за
собой его переделку, в результате к-рой на Соборной пл. появилось здание с
шестиколонным портиком, б. соответствующее по архитектуре располож. рядом
губернаторскому дому. В кон. 19 в. для Пенз. гор. об-ва на углу Садовой и В.
Пешей построили собств. здание, обогатившее застройку Соборной пл. оригин.
силуэтом башни. Значит. влияние на формирование архит. облика небольших городов
оказывают учеб. заведения. Благодаря своим внушит. размерам они обращают на
себя первоочередное внимание. В П. из учеб. заведений лишь здание нар. уч-ща
(Кирова, 2), постр. в 1791, привнесло в застройку строгие формы классицизма.
Архитектура большинства остальных зданий представляет собой разнообразные
направления эклектики. В Дворянском ин-те (Красная, 54), стр-во к-рого
закончилось в 1851, отход от классицизма еще только обозначен. Но учеб. корпус
духовной семинарии (Красная, 40), сооруженный в 1898, почти полностью лишен
ордерных элементов, хотя композиция его строго симметрична и фронтальна. В
декоре техн. ж.-д. уч-ща (Володарского, 98/5) заметны готич. мотивы, а
размещение его на углу улиц, при сохранении симметрии гл. фасада, привело к
акцентированию угловой части здания, рассчитанного на двусторонний обзор. У 1-й
женской гимназии (Советская, 9), выполненной в так наз. «кирпичном» стиле по
проекту его гл. пропагандиста И. С. Китнера, напротив, несмотря на угловое
положение здания, симметрия гл. фасада, в связи с его обращением на Соборную
пл., усилена четырехгранным куполом, почему боковой фасад почти не читается.
В стиле неоклассицизма решено здание реального училища (Володарского, 1),
постр. в 1904 по проекту А. П. Максимова. Этот стиль сказался и на оформлении
фасада Тихоновского духовного мужского уч-ща (Володарского, 8–10), хотя на
асимметричность его композиции уже оказал влияние модерн. Особняком среди
эклектичных построек стоит художественное уч-ще (Богданова, 1/6), богатая
архит. отделка к-рого навеяна наследием проторенессанса. В Сердобске наиб.
значит. зданиями явились: жен. гимназия (Ленина, 116/Горького, 14), реальное
(Сарвашская, 92/Гагарина, 9) и ремесленное (Набережная, 58) уч-ща, выполненные
в стиле модерн, вступившем в свою последнюю стадию развития, отличающуюся
рациональной направленностью. В Кузнецке самым крупным гражд. сооружением
стало реальное уч-ще (Ленина, 267) – еще один представитель «кирпичного» стиля,
в Мокшане высшее нач. уч-ще (Пен
|
|
|
зенская, 31) –
пример провинц. модерна.
Больницы обычно представляли
собой комплексы зданий, для к-рых предпочтительнее места на окраине города,
из-за чего особой роли в градостроит. плане они играть не могли. Это относится
и к П., где леч. заведения приказа обществ. призрения (позднее губ. зем.
б-цы, ныне б-цы им. Н. Н. Бурденко) были построены у Верхнего
гулянья, т. е. в загородной зоне. Анс. б-цы, открытой в 1846, сформирован по
классич. схеме: в центре, с отступом от красной линии улицы, располагается гл.
трехэтажный корпус, по бокам от него находятся вынесенные вперед двухэтажные
флигели, а позади – двухэтажный корпус психиатрич. лечебницы. Однако там,
где б-цы строились в черте города, они начинали оказывать активное воздействие
на окружающую застройку. Так, построенный в 1912 по проекту Р. А. Багракова корпус
б-цы общины Кр. Креста во имя св. Ольги (ныне б-ца им. Н. А. Семашко) оживил
Дворянскую ул. контрастным сочетанием красной фактуры стен и белых штукатурных
деталей, характерным для позднего модерна. Трехэтажное здание Киселевской
богадельни, появившееся в кон. 50-х гг. 19 в., явилось самым крупным строением
на ул. В. Пешей, а двухэтажный ее корпус, обращ. на ул. Дворянскую, сооруж. в
1879–81 по проекту Рудкевича, выделяется своей готич. архитектурой среди всех
зданий П. Значит. вклад в развитие планировки и облика сел внесли зем. б-цы,
как, напр., в Кунчерове Неверк. р-на и Махалине Кузн. р-на, построенные в
1900-х гг. и включающие в себя неск. зданий: лечебных, жилых и хоз.,
декоративное офор
мление к-рых
дерев. резьбой обогатило довольно однообразную застройку этих сел.
Стр-во народных
домов стало новой вехой в развитии архитектуры гражд. обществ. сооружений.
Спец. характер построек наложил на них требования удобства, вместительности,
репрезентативности. В 1911 бр. Баграковыми был разработан проект Дома им. В. Г.
Белинского для размещения в нем обществ. библиотеки им. М. Ю. Лермонтова, нар.
б-ки-читальни им. В. Г. Белинского, аудитории и музея. Но реализовать
полностью проект так и не удалось: стр-во здания ограничилось лишь первой
очередью, завершенной в 1915, причем запланир. неоклассицистич. облик здания
претерпел существ. изменения в сторону модерна. Больше повезло другим
памятникам неоклассицизма – Нар. дому им. В. Г. Белинского в Чембаре,
построенному в 1914 по проекту А. А. Багракова, архитектура к-рого для уездного
центра явилась подлинным откровением. В 1916 в П. открылся Нар. дом им. имп.
Александра II (ныне обл. драм. театр им. А. В. Луначарского), сооруж. по
проекту А. Е. Яковлева (см. Яковлевы). Стиль, в к-ром построено здание, можно
классифицировать как рационализир. ветвь модерна.
Среди вокзалов интерес
представляют прежде всего здания в Тамале, Кузнецке и Бессоновке, соответств.
различным направлениям модерна, а также на ст. Пенза-3 – представитель
«русского» стиля и ст. Пенза-4 – пример неоклассицизма.
К одним из самых старых
памятников Г. о. а. относятся тюрьмы, постр. в 1819 по образцовым проектам в
Мокшане и Наровчате. Они включают в себя встроенную в ограду караульню с
арочным проходом во двор, посреди к-рого располагается казарма для арестантов,
а также б. позднюю тюремную церковь. В П. камен. тюремный острог был сооружен в
1806, затем по мере надобности для размещения заключенных строились новые, б.
вместит. здания – в 1821, 1838 и наконец в 1910. Местом для врем. содержания под
стражей военнослужащих в П. служила гауптвахта, для к-рой в 1868 в Линии
присутств. мест построили спец. здание (Белинского, 4), несущее на себе черты
классицизма.
Развитие во 2-й пол. 19
в. банковского дела привело к открытию в П. отделений крупных банков страны,
разместившихся в приспособл. для этого зданиях. Стр-во собств. зданий смогли со
временем позволить себе лишь Пенз. об-во взаимного кредита, построившее в 1910
на гл. улице П. двухэтажный дом, облицов. голубой керамич. плиткой – пример
синтеза модерна и неоклассицизма, и здание Крестьянского поземельного и
Дворянского земельного банков. Построеное на Соборной пл. по проекту А. И. фон
Гогена здание является великолепным образцом романтич. разновидности модерна и,
пожалуй, лучшим памятником архитектуры П.
Для торговых заведений,
как правило, отводились нижние этажи частных домов. Лишь на базарной и
ярмарочной площадях на средства города строились спец. торг. здания – лавки,
сдаваемые в аренду. Они были как отдельно стоящие, так и объединенные
в корпуса. Примером последнего служит двухэтажный корпус из шести лавок,
построенный в 1899–1908 и сохранившийся до сих пор на пл. Ленина (Московская,
73). Для торговли мясом в 1895–97 по проекту В. П. Семечкина на базарной
площади был сооружен мясной пассаж – лучший представитель «русского» стиля в
области среди гражд. сооружений.
В послеоктябрьский
период появился новый вид обществ. здания – клуб. Первоначально для этой цели
приспосабливались старые здания, как, например, клуб им. Дзержинского в П.,
реконструированный из церкви. Для 1930-х гг. характерно стр-во зданий в стиле
конструктивизма. Примером является ДК им. Кирова в П. Памятником
конструктивизма является и здание школы ФЗУ велозавода (оба на ул. Ленина). В
1950-е гг. в П. появилась целая сеть новых обществ. зданий, к-рым свойственна
приверженность к традициям итал. возрождения и преобладание классич. ордерной
системы в формообразовании. В ДК 40-летия Октября (1957), расположенном по ул.
Гагарина, на гл. фасаде запроектирован своеобразный портик, к-рый вместе со
зданием образует периптерный прямоугольный дворик из колонады классич. ордера.
Классич. система представлена в Доме Советов (1958) (ныне здание Пенз.
обл. администрации). В упрощенной ордерной системе выполнены также фасады
универмага на углу ул. Кирова и Бакунина в П. (1957) и здания Дома
научно-технич. пропаганды на ул. Лермонтова (1951). В традициях рус.
классич. архитектуры построено здание кинотеатра «Родина» (1958). Ордер на
полную высоту здания придает кинотеатру внушит. монумент. вид. Родильный дом по
ул. Пушкина (1954) акцентирован в центр. части портиком ордерной системы, к-рый
тематически поддержан резалитами во фланкирующих частях здания. Озеленен. двор
перед зданием хорошо изолирует его от городского шума и придает ему характер
дворянской усадьбы 19 в. Развитие строит. индустрии в начале 1950-х гг.
вступило в противоречие с формообразованием в архитектуре на основе
классич. форм. Сер. 1950-х и нач. 1960-х гг. ознаменовались борьбой с
излишествами, под к-рыми понимались детали зданий, выполненные в стиле
прошлых веков. Стремление к своеобразию облика здания заменилось поиском
рациональных форм в архитектуре, в наибольшей степени отвечающих
функциональному назначению объектов и экономичности стр-ва. В решении фасадов
предпочтение отдавалось упрощенным до предела формам.
Совр. вид стремились
придать и объектам, выстроенным ранее. Так, к зданию цирка по ул. Плеханова
было пристроено просторное фойе с кулуарами со сплошным остеклением, выходящим
на гл. фасад. В 1958 подверглось реконструкции здание обл. драм. театра, к-рому
был придан совр. вид за счет стекла и суперграфики. Сплошные остекл.
поверхности фасадов предусматривались типовыми проектами обществ. зданий, как,
напр., в ЦДИ по ул. Кирова. Здание облпотребсоюза также максимально остеклено
в ленточном варианте, близком по стилю конструктивизму 1930-х гг. В течение
1960–80 гг. по типовым проектам строились все осн. обществ. здания различного
назначения: 6-я гор. б-ца в Арбекове; дет. обл. б-ца на ул. Бекешской;
кинотеатр «Юность» по ул. Карпинского; плават. бассейн по ул. Калинина; клуб
ф-ки «Маяк революции»; кинотеатр в Арбекове по проспекту Победы и др. На основе
переработ. типовых проектов построены здания «Пензгражданпроекта», Пенз. гор.
администрации, гостиницы «Пенза» на ул. Славы и «России» на пл. Ленина и др. По
индивид. проектам в этот период были выстроены Дом пионеров на продолжении ул.
Пушкина, трактир «Золотой петушок» на автостраде Москва – Куйбышев, здание ЦНТИ
по проспекту Победы, адм. здание треста «Жилстрой» по ул. Суворова, кафе
«Праздничное».
В кон. 1980–90-х гг.
происходили коренные изменения в архит. и градостроит. политике, закрепленные
на уровне законов, предоставивших больше прав архитекторам в творч.
деятельности при создании архит. объектов. В результате стали появляться здания
с применением новых приемов формообразования. Стр-во обществ. зданий в данный
период не носит массового характера, но оказывает существ. влияние на
формирование пространств. среды городов и сел. Это здание Пенз. банка Сбербанка
РФ в П., филиалов Сбербанка в Кузнецке и Камешкире, филиала коммерч. банка
«Тарханы» в Сердобске, казначейств в Мокшане и Каменке.
Появились запоминающиеся
объекты на трассе Москва – Самара: здания кемпингов в с. Пешая Слобода в
Н.-Ломов. р-не и Кузнецке.
В сложной экономич.
обстановке продолжались работы по реконструкции и стр-ву объектов, связанных с
историей и туризмом. Обновленный вид принял музей-заповедник «Тарханы». Стр-вом
Дома культуры начато формирование нового обществ. центра с. Лермонтово.
Лит.: Доклад комиссии по
обследованию больничного дела в уезде с описанием земских больниц Кузнецкого у.
Саратовской губ. Кузнецк, 1910; Материалы свода памятников; Чернявская Е. Н.
Постройки периода модерна в Пензенской области и их использование //Вопросы
охраны и использования памятников истории и культуры: Сб. науч. трудов М.,
1994; Земство. 1995. № 5 (весь номер).
А. И. Дворжанский,
М. М. Свечников, Б. А. Чурляев.